Шаталова Наталья Петровна,

кандидат физико-математических наук, докторант БГПУ,
профессор кафедры математики, информатики и методики преподавания ГОУ ВПО НГПУ Куйбышевского филиала

 
К проблеме внедрения инноваций в образовательном учреждении

Внедрение инноваций в образовательной сфере во все времена вызывали различные споры в научных кругах и не только… Однако до сих пор нет устоявшейся теории, успевшей стать руководством к практическому действию по внедрению инновационных форм обучения в реальный образовательный процесс. На данный момент времени разработан лишь ряд диспозиционных концепций, которые определяют отношения учащихся, преподавателей и коллектива образовательного учреждения к инновациям (Л.Г. Асмолова, В.Н. Мясищева и пр.). Имеющие место диспозиционные концепции основаны на детализации портретных характеристик участников, образующегося инновационного образовательного пространства, а также синтез их отношений к инноваторам и самим инновациям.

Обсуждая цель инновации, поступательный переход инновации в традицию и время продуктивной жизни традиции в образовательной среде, необходимо узаконить политику внедрения инноваций повсеместно и в учебных учреждениях в частности, поскольку во всех инновациях и экспериментах материалом являются люди, а в школах – дети. Инновационная политика должна быть классифицирована по запросам современных технологических процессов, синхронизирована с изменениями в общественно-экономической формации, и соответствовать статусу учебного учреждения.

На фоне часто и быстро изменяющихся приоритетных направлений в системе образования, провозглашающихся новых образовательных парадигм и образовательных ценностей, статусная инновационная политика может надолго задержаться в утробном развитии. Сегодня можно зафиксировать ключевую диспозицию: правовой статус документов, определяющих инновационную образовательную политику, непрерывно снижается, и более того они представлены совокупностью подзаконных актов (распоряжений), не имеющих нормативного характера и не содержащих определенных процедур по контролю исполнения.

Материализуя поле инновационной образовательной деятельности и мобилизуя всех без разбора к инновационному барьеру, образование в России теряет свою самобытность, сеет вирус усталости и недоверия к необходимости быть компетентным профессионалом и носителем важной информации. Стихийно определяющаяся инновационная политика в образовании приводит к дисгармонии и негативным последствиям посредством отрицания устоявшихся традиционных форм обучения постсоветского пространства, активизации абсолютно всех субъектов образовательной сферы и сподвижением к инновационной учебной деятельности, при этом провозглашая: «даешь инновации ради инноваций», «давайте жить по-новому», «будем учить как в Америке»,… Присутствие недозированной ииновационности в образовательном учреждении позволяет любителю внедрения инновационных форм обучения перекладывать ответственность на самих учащихся, ослабляя их качество обученности.

Инновационная политика образования в каждом учебном учреждении и в самой системе образования в России обязана иметь качественную разработку методологии исследований. Последние десятилетия характерны превалированием лишь количественных (в первую очередь, социологических и экономических) методов при обосновании и принятии решений. Ни в коей мере не оспаривая эффективность этих методов при решении технических вопросов, следует понимать их неэффективность для понимания проблем на уровне образовательной практики, экспертизы гуманитарной ситуации в образовании, динамики его человеческого потенциала, анализа внутренних рисков образовательных практик и систем. Самобытность отношения к инновационным формам обучения приветствовалась в образовательном учреждении без особой доли результатов вводимых инноваций и степени их разработанности.

Настало время обратить особое внимание на регуляцию вводимых инновационных форм обучения. Так, например, в ученых кругах принято считать, что защита диссертаций по методике преподавания предполагает высокую степень разработанности проекта внедряемых форм обучения, но исследования показывают, что, к сожалению, востребованность во внедрении этих инноваций отсутствует у коллег по цеху. Ценность таких инновационных форм обучения остается незамеченной.

Наличие документов (хотя бы на местном уровне) и компетентных доказательных аргументов на внедрение инновационных форм в образовательном учреждении полностью отсутствуют. Отсутствует и документ обоснования участия той или иной группы обучающихся в педагогическом эксперименте, как отсутствует и практика документального обобщения результатов, проведенных педагогических экспериментов коллегами и самими участниками эксперимента. На данное время о выводах и результатах внедрения инновационных форм обучения можно случайно прочитать лишь авторские выводы в материалах конференций. Перечисленные административные документы приводят к устоявшейся диспозиционной концепции в образовательной среде.

Необходимость инновационной политики в образовательном учреждении очевидна, и перевод такого документа в локальный акт административного документооборота обязателен.