Провинция туристическая: детское экскурсионное бюро

 
 

Шаталова Наталья Петровна,

кандидат физико-математических наук, докторант БГПУ,
профессор кафедры математики, информатики и методики преподавания ГОУ ВПО НГПУ Куйбышевского филиала

 
 
 

Гербер Юлия Николаевна,

директор МБОУ СОШ № 92 Барабинского района Новосибирской области

 

Провинция туристическая: детское экскурсионное бюро

Россия… провинциальный город… школа с традициями… доверчивые учителя... любознательные дети… – вот центр всей нашей Вселенной. Именно здесь хранится самое сокровенное нашего Отечества – самобытность, история, природа. Все это богатство и есть смысл жизни, который должно впитать в себя подрастающее поколение. Осознать свое великое назначение дети могут только в процессе самопознания, саморазвития, самооценки, а рядом с ними должен быть друг и наставник – Учитель. Учитель, который учит своих учеников обходиться без него на пути к счастью – быть полезным себе, близким и обществу.

Выстраивая образовательное пространство, создавая условия для исследования окружающего мира и творчества, Учитель бережно погружает учащихся в образовательную среду, максимально приближая ее к реальному социуму, помогает сконструировать программу саморазвития, которая может стать для них мощным инструментом в познании и осознании своего жизненного назначения.

Вполне понятно, что каждый Человек желает жить в сфере добра, которая создаётся им самим. Добро соединяет, объединяет, роднит. Добро долго живёт в памяти, оно связано с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще. Изучение гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества. Дело всех нас – хранить и приумножать историко-культурные традиции своего народа. Естественно, что для этого нужны особые механизмы, технологии, т.е. определенная система. А для функционирования системы нужны соответствующие условия, которые бы благоприятствовали активной жизнедеятельности, гражданскому самоопределению и самореализации обучающихся, а главное развитию у них потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном саморазвитии.

Доказывать актуальность бифуркационно-выпуклой на сегодняшний день проблемы патриотического воспитания учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность не имеет смысла из-за её очевидности и тотальной распространенности в России. Процесс оптимизации структуры образовательных учреждений и учебного процесса в них подвигает современную школу на решение непрерывно возникающих противоречий:

· между глобализацией урбанизации и необходимостью в обеспечении конструктивной образовательной среды для воспитания и развития личности, способной к адаптации и сохранению среды обитания;

·  между повышенной информированностью учащихся и необходимостью формирования у них компетенций по осознанной передаче информации;

· между профилизацией обучения и необходимостью создания конструктивных ситуаций в образовательной среде, способствующих формированию профессиональных навыков в ситуациях, приближенных к реальным.

В данной статье поделимся опытом работы по преодолению данных противоречий через актуализацию проблемы организации эффективной системы культурно-исторического, патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности посредством краеведческо-экскурсионной работы по проекту «Детское Экскурсионное Бюро «Родной край»».

Расширяя сотрудничество между учреждениями и организациями города в рамках проекта научно-исследовательской лаборатории конструктивистического обучения Куйбышевского филиала НГПУ, выявляя и привлекая к работе по проекту специалистов организаций и учреждений различной ведомственной принадлежности, заинтересованных в развитии данного направления, нам удалось сформировать устойчивый интерес школьников МБОУ СОШ № 3 Барабинского района (директор Е.Э. Гутов) к экскурсионной работе и краеведению. Организуя участие в конкурсах по краеведческо-экскурсионному направлению различного уровня, учащиеся нашей школы разработали и провели такие экскурсии, как: «Обзорная по достопримечательностям города Барабинска: «Мой город – мой Барабинск»»; «К местам памяти героям гражданской войны и погибшим в Великой Отечественной войне и локальных войнах»; «Дорога к храму»; «Барабинск – город железнодорожников»; «Дом, в котором мы живём», и, тем самым, сумели удивить и порадовать пешими и автобусными экскурсиями жителей, гостей и местную общественность провинциальных городов (Куйбышев, Барабинск, Татарск).

Определившись в начале своего пути с целевой аудиторией, а это обучающиеся младшей, средней и старшей возрастной категории, студенты учебных заведений, рабочая молодёжь, взрослое население, гости города, мы выделили ключевые принципы в организации детского экскурсионного бюро (далее ДЭБ):

· принцип действия – связь теории с жизнью города, района, страны;

· принцип объективности – информация является свободной от субъективных взглядов тех или иных исследователей на развитие истории и культуры;

· принцип доступности – лёгкость восприятия информационного продукта.

Опираясь на базовые принципы, нам удалось показать, что возможности активного участия школьников в решении важнейших социально-политических проблем малых городов Сибири через включение в исследовательскую, поисковую и экскурсоводческую деятельность, значительно возрастают, благодаря формированию и развитию у них таких важнейших социально значимых качеств, как: высокая нравственность; гражданская зрелость; любовь к малой родине; верность традициям; стремление к сохранению и приумножению духовно-исторических и культурных ценностей.

Содержательными этапами системы работы по реализации проекта послужили:

· включение учащихся в воспитательный процесс поисковой и краеведческой работы, а также туристической деятельности;

· включение школьников и учителей в воспитательный процесс инновационных педагогических технологий и методов (ИКТ, метод проектов, коллективное творческое дело, социально-значимая деятельность);

· оптимизация информационной среды;

· популяризация достижений обучающихся и педагогов через школьную газету «Интеллект», рекламный стенд ДЭБ «Родной край», выпуск рекламных листовок, пополнение школьного сайта на основании современных информационных и дизайнерских требований;

· разработка символики ДЭБ «Родной край»;

· создание отделов для работы в экскурсионном бюро «Родной край»:

-   отдел гидов (организация и проведение  по разработанным маршрутам экскурсии);

-  отдел фотографов (съёмка проводимых экскурсий);

-  отдел рекламы (написание сайта, разработка рекламных и подарочных буклетов, билетов, календарей, фотоальбомов);

- отдел связи с общественностью (осуществление сотрудничества с городскими и районными библиотеками, школьным, городским краеведческим и музеем локомотивного депо, Приходом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Управлением образования Барабинского района, с военно-патриотическим клубом «Юный пограничник», индивидуальными предпринимателями);

-  отдел строителей модели маршрутов из бумаги, клея и губки – разработка макетов намеченных маршрутов.

Технология организации и проведения экскурсий ДЭБ определена по следующим этапам: подготовительный этап; выбор тематики экскурсий; разработка экскурсионных маршрутов; проведение экскурсий; итоговый этап. Расскажем о каждом из них подробнее.

Подготовительный этап. Подготовка к работе детского экскурсионного бюро «Родной край» включает в себя:

· определение объемов работ;

· конкурсный набор школьников в созданные отделы экскурсионного бюро (отдел гидов, отдел фотографов, отдел рекламы, отдел связи с общественностью, отдел строителей модели маршрутов из бумаги, клея и губки);

Выбор тематики экскурсий:

·  классификация экскурсий;

·  формы проведения экскурсий.

Разработка экскурсионных маршрутов:

·  отбор экскурсионных объектов;

·  составление маршрута экскурсии;

·  рекламная деятельность (выпуск информационных бюллетеней, буклетов, размещение рекламы в СМИ);

·   техника проведения экскурсии.

Проведение экскурсий:

·  написание, редактирование и оформление текстов экскурсий;

·  формирование туристических групп;

·   корректировка сроков проведения экскурсий.

В итоговый этап входит: анализ работы экскурсионного бюро; анкетирование участников проекта; сбор отзывов; подведение результатов.

В настоящее время получены устойчивые дополнительные результаты проекта: ДЭБ «Родной край» – это проведение классных часов по культурно-историческому и патриотическому воспитанию обучающихся; знакомство с историей и традициями своего края; взаимодействие семьи, школы и общества в развитии патриотизма, как стержневой духовной составляющей ценности личности выпускника школы; проведение общешкольных праздников, в том числе православных. Благодаря работе ДЭБ школа существенно расширила границы сотрудничества с общественностью: актуализировалась связь с городскими и районными библиотеками,  городским экскурсионном бюро ООО «Геотур Сервис», с музеями города (школьный, краеведческий, локомотивного депо), Приходом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Управлением образования Барабинского района, с военно-патриотическим клубом «Юный пограничник», индивидуальными предпринимателями как средством развития экскурсионно-краеведческого бюро «Родной край». Дети получили дополнительную возможность участия в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях. Значимыми для членов экскурсионного бюро было проведение автобусных и пеших экскурсий: «Обзорная экскурсия по достопримечательностям города Барабинска» для участников Международной научно-практической конференции «Конструктивное обучение в образовательной системе школа-вуз: проблемы и решения»; «Обзорная экскурсия по достопримечательностям города Барабинска» для НООО «Барабинское землячество», в рамках мероприятий, посвящённых 120-летию со дня образования г. Барабинска; мероприятия, посвящённые 68-летию со Дня Победы в ВОВ.

Многие материалы наших юных исследователей вышли в открытую печать:

·  информационно-справочное пособие «Родной край» (с ISBN);

·  научные статьи в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы эффективного внедрения ФГОС»;

·  эссе в рубрике школьной газеты «Интеллект».

Членами детского экскурсионного бюро созданы видеофильмы: «Развитие спорта в городе Барабинске»; «Образ родного края в моих фотографиях»; «Ими гордится район», которые с интересом просматривались участниками различных мероприятий. Также нами проводятся – патриотическая акция «Георгиевская ленточка» под девизом «Мы помним, мы гордимся»; всероссийская акция «Вахта памяти»; организация ученического движения по оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной; городская акция, приуроченная Дню Победы «Бессмертный полк»; «Крестный ход», посвящённый 120-летию города Барабинска.

Нельзя оспорить тот факт, что разрушая традиционные для России духовно-нравственные ценности и идеалы, предпринимая попытки заменить старые ценности новыми, мы лишь усиливаем негативные явления в социальной сфере. Нужно признать также и то, что современная система воспитания в наших школах дает очень серьезные сбои, надеемся, что наш опыт усилит интерес к спасению малых городов и российских реликвий через воспитание подрастающего поколения в духе любви к малой Родине, патриотизма, принятия величайших духовных ценностей россиян.

Количество просмотров: 60184  

Комментарии

Очень интересная статья, замечательно, что школа прививает любовь к своей малой родине.
За Юлию Николаевну Гербер!!
АКТУАЛЬНО, ПРОФЕССИОНАЛЬНО, ГРАМОТНО, ИНТЕРЕСНО)))!!!
Хорошая статья!
Очень интересая работа детей и Юлии Николаевы. Идея Н.П.Шаталовой отличная.
Я тоже считаю , что Родину больше любят в малых городах. Все малые города - памятники России. Их нужно беречь через воспитание патриотического чувства к родной земле. Малые города разрушать нельзя. В этой школе все делают правильно. Хорошо, что такая школа в России не одна. Статья очень хорошая.

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы