Использование современных игровых технологий в образовательной деятельности дошкольников

 
 

Параскун Елена Валерьевна,

заместитель директора по научно-методической работе

МБУДО ДДТ им. В. Дубинина г. Новосибирска

 

Использование современных игровых технологий в образовательной деятельности дошкольников

Сегодня в системе дополнительного дошкольного образования происходят серьёзные изменения. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Изменились взгляды общества на процессы воспитания и развития детей до семи лет.

Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная педагогом, детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определенной информации об окружающем мире, формирование необходимых знаний, умений и навыков.

В Доме детского творчества им. В. Дубинина занятия с дошкольниками в основном проводятся в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы «Растем и развиваемся». Программа реализуется педагогами Центра развития дошкольников «Тимошка». Это совместная деятельности педагогов с детьми: с одним ребенком, с подгруппой детей или с целой группой детей. Выбор количества детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интереса к данному занятию, сложности материала, вида деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная).

Целью программы «Растем и развиваемся» является формирование эмоционально-волевой и мотивационной готовности к обучению в школе. Результаты представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К ним относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

– инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;

– любознательность;

– способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;

– уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;

– развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;

– умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

– способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики);

– способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.

Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе, из мира детства игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.

Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в Центре развития дошкольников «Тимошка» на современном этапе – это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребёнка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребёнок познаёт мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, взрослеет и учится общаться с людьми.

Для обучающихся Центра развития организованы дополнительные занятия с конструктором «CUBORO». Эти занятия создают условия, обеспечивающие развитие у дошкольников первоначальных технических навыков. Занятия строятся с использованием развивающих технологий. Решающая роль на занятиях отводится принципу обучения на высоком уровне трудности. Каждое новое задание ставит перед ребенком препятствие, которое нужно преодолеть. Принцип обучения на высоком уровне трудности определяет отбор и конструирование содержания образования. Учебный материал становится более обширным и глубоким, ведущая роль отводится теоретическим знаниям, при этом однако не понижается значение практических умений и навыков учащихся.

Для детей и взрослых проводятся дополнительные занятия в форме игротеки. Это групповые игровые занятия, а также самостоятельная детская деятельность, игровые тренинги.

Все известные педагоги признавали огромное значение игр. «Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре, – писал А.С. Макаренко. – Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет… В игре происходит первоначальное воспитание многих качеств, необходимых будущему работнику и гражданину».

Однако практика показала, что и игры детям могут надоесть, если их не организовывать надлежащим образом. Поэтому нужно учесть разные интересы детей: как интересы «теоретиков», так и интересы «мечтателей», как интересы «юных художников», так и интересы «юных бизнесменов». Необходимо так спланировать занятия, чтобы у каждого ребёнка было соответствующее его способностям поле деятельности, где он мог бы бороться за право быть лучшим. При этом необходимо так подбирать игры, чтобы предложенные задания опережали актуальный уровень и приводили в движение силы, находящиеся в зоне ближайшего развития (по Выготскому). Однако есть вещи, безусловно, ценные для каждого человека. Так, все дети любят юмор, игры и театрализации, движение, новизну, смену впечатлений, задания, связанные с их личной жизнью, соревновательность. Учитывая естественные интересы детей, необходимо воспитывать у них новые – интересы к познавательной деятельности, к жизненным делам, к науке, к труду и т.п. То есть занятия должны носить не просто развлекательный характер, а способствовать самовоспитанию способностей детей.

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Игровая деятельность позволяет удовлетворить каждую из них.

Количество просмотров: 7790  

Добавить комментарий

Target Image
1. Дополнительное образование как ресурс воспитания детей и подростков в условиях летнего каникулярного отдыха
2. Детский туризм как средство формирования нового социального опыта школьников
3. Профессиональная ориентация в учреждении дополнительного образования детей как ресурс развития личности ребенка
4. Современные вызовы дополнительного образования
5. Театр, жизнь, игра. О роли театра в детском развитии
6. Использование современных игровых технологий в образовательной деятельности дошкольников
7. Выявление одаренности детей в процессе реализации авторской программы «Определение типов темперамента как основа формирования и развития сценического образа»
8. Модель патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования как ресурс формирования российской гражданской идентичности школьников
9. Из опыта работы по обучению игре на синтезаторе в творческом объединении «Школьная пора»
10. Об использовании приема «Дерево предсказаний» на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств
11. «В душе, чтоб загорелась вдруг свеча…»
12. «Здоровье – это здорово!»
13. «Счастливое лето вчера и сегодня»
14. Играем, общаемся, поем (из опыта работы вокально-хоровой студии «Остров детства» Дома детского творчества «Центральный» на базе МБОУ «Лицей № 12» г. Новосибирска)
15. Возможности проектной деятельности в организации взаимодействия между родителями, детьми и педагогом дополнительного образования
16. Принцип опосредованности в формировании идентичности семейных отношений в процессе реализации авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Кулинарный практикум»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы