«Совместное и инклюзивное образование – это разные понятия»

 
 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

редактор МКУДПО ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

 

«Совместное и инклюзивное образование – это разные понятия»

В последнее время мы слышим много рассуждений об инклюзивном образовании. Сейчас образовательные учреждения находятся в процессе более активного привлечения в общую образовательную систему детей, характеризующихся рядом трудностей, барьеров в обучении и воспитании. Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 гг. Усилия общественности в 1990-2000-х гг. и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей).

В федеральном законе «Об образовании в РФ» зафиксировано право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на специальные образовательные условия и введено понятие инклюзивного образования – «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Наш собеседник – Горбунова Анна Юрьевна, кандидат педагогических наук, начальник научно-методического отдела инклюзивного образования, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Анна Юрьевна окончила Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена в г. Санкт-Петербурге по специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия», «Дефектология (специальная психология)». Она курирует курсы повышения квалификации для руководителей образовательных организаций по вопросам организации научно-методической работы, по вопросам инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов по проблемам коррекции детского аутизма. Проводит творческие группы «Разработка адаптированной образовательной программы в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО».

Анна Юрьевна Горбунова согласилась прокомментировать современную ситуацию внедрения инклюзивного обучения в систему образования Новосибирской области, связанные с этим трудности и положительные стороны процесса.

«Смысл инклюзивного образования в обеспечении безбарьерности»

– Анна Юрьевна, существуют разные толкования понятия «инклюзивное образование». Что все же оно означает (доступность образования для всех, в том числе для детей с особыми потребностями, или это только совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ)?

– При толковании понятия инклюзивное образование будем ориентироваться на ту трактовку, которая представлена в действующем законе об образовании, вступившем в действие 1 сентября 2013 года. Кстати, это понятие в закон об образовании РФ было введено впервые. Это – образование или обеспечение равного доступа для образования всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Принципиальный смысл состоит в том, что инклюзивное образование относится к детям с особыми образовательными потребностями. Понятие «особые образовательные потребности» очень широкое. Это и дети с ОВЗ, и дети-мигрантов, которые не владеют языком, на котором ведётся преподавание, и дети с девиантным поведением, и одаренные дети, и дети спортивных классов, которые часто ездят на сборы и т.д.

Но в определении этого понятия есть первоначальная фраза – «обеспечение равного доступа». Это означает, что перечень детей с ООП (особые образовательные потребности) большой и нужно им всем обеспечить равный доступ к образованию. Если есть какие-то барьеры в образовании, то нужно их преодолеть. Напрашивается вопрос: «Инклюзивное образование нужно и для одаренных детей?» Да, нужно. Мы приходим к выводу о том, что одаренные дети бывают разные. Есть дети гармонично одаренные и у них никаких барьеров в образовании нет, они не нуждаются в инклюзивном образовании. А есть дети, которые одарены неорганично, у них есть коммуникативные, поведенческие проблемы и т.д. Поэтому у них возникают барьеры. Смысл инклюзивного образования в обеспечении безбарьерности образования.

«А может быть инклюзивное образование в отдельной организации, где все дети с ОВЗ»? Да, может быть, потому что в этой среде тоже есть дети с особыми образовательными потребностями, несмотря на то, что они имеют какой-то вариант нарушенного развития. Например, у ребенка комплексное нарушение (зрения и опорно-двигательного аппарата), а этот ребенок учится в школе для детей с нарушениями зрения. Поэтому у него есть особые образовательные потребности. Впервые придя в такую школу, учителя порой не готовы к работе с ребенком с комплексными нарушениями. Но руководители образовательной организации, последовательно реализуя принцип инклюзивности, безбарьерности, добиваются того, что педагоги овладевают практиками инклюзивного образования, включения этих детей в безбарьерное образование.

Существуют инклюзивные ценности: все имеют право на равный доступ к образованию. Бывает, что дети обучаются совместно, а инклюзивной практики нет. Или в отдельной организации, где все дети с ОВЗ, инклюзивная практика может реализовываться, а может и нет. Таким образом, совместное и инклюзивное образование – это разные понятия. Инклюзивное образование относится не только к детям с ОВЗ, но и к более широкому потребителю. Просто дети с ОВЗ – это одна из наиболее ярких групп детей с особыми образовательными потребностями. Поэтому мы должны эти понятия разводить. Закон об образовании нам сейчас это позволяет сделать.

«Работа проводится в системе»

– Развитие инклюзивного образования уже несколько лет называется одним из приоритетных направлений в образовательной политике страны. Что реально сделано за последние годы?

Сам факт того, что это понятие введено в закон об образовании, уже свидетельствует о том, что конкретные шаги делаются на всех уровнях (нормативном, в методическом обеспечении и т.д.). Если говорить о Новосибирской области, то уже в течение ряда лет реализуется проект «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области». В рамках этого проекта осуществляется дополнительное финансирование проектных школ (в области их больше ста), нарабатывается конкретный опыт, практика. В нем участвуют как отдельные организации для обучающихся с ОВЗ (специальные (коррекционные) школы), так и общеобразовательные, дошкольные организации.

18 апреля этого года на заседании Правительства Новосибирской области утверждена Концепция развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы. Серьезные шаги нормативного, методического, практического плана проводятся в системе. Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО), областной центр диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, выпускают очень много методических пособий. Психолого-медико-педагогические комиссии учитывают возможность инклюзивного образования этих детей. На курсах повышения квалификации мы видим, что меняется отношение педагогов к этой теме, к проблематике, люди делятся своим опытом работы. Сделано очень много.

«Отношение к детям с ОВЗ нужно последовательно формировать»

– Как обеспечить процесс сопровождения так, чтобы не травмировать ребенка с ОВЗ еще больше? Какие условия необходимы для успешного внедрения инклюзивного образования?

– Концепции развития инклюзивного образования разрабатываются во многих регионах страны, хотя общероссийской пока не существует. В нашей региональной  концепции развития инклюзивного образования серьезное внимание уделяется тому, что необходимо сделать на трех уровнях образовательной организации, чтобы она могла быть названа инклюзивной: уровне руководства (определенной политики, которая последовательно реализуется через ряд управленческих решений), уровне практики, (когда педагоги овладевают конкретными приемами, что позволяет ребенку быть более успешным; деятельности психолого-медико-педагогического консилиума как службы сопровождения этих детей) и уровне культурных традиций (тех ценностей, которые последовательно реализуются в образовательном учреждении). Когда отношение к этим детям со стороны учащихся, педагогов, родителей последовательно формируется через воздействие педагогического коллектива, через системно реализующиеся мероприятия, то ребенок, который имеет особые образовательные потребности, чувствует себя равноправным.

Основная проблема на сегодняшний момент – в практике, как сделать так, чтобы ребенок был успешен. Есть ряд вопросов о тьюторстве, о доступности среды, о работе консилиума, о кадровом обеспечении специалистами, которые могут знать особенности детей и осуществлять коррекционную работу.

Сегодня уже существуют отдельные образовательные стандарты для обучающихся с ОВЗ. Это документы федерального уровня, которые вступают в действие с 1 сентября 2016 года. Один из них – ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, а второй стандарт – это ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Требования этих стандартов в новом учебном году необходимо будет реализовывать всем организациям, где будут обучаться первоклассники с ОВЗ. В этих стандартах четко прописаны все условия для разных групп обучающихся с ОВЗ. Если они будут реализовываться, то ребенок чувствовать себя ущербным не будет. При совместном обучении с детьми с нормой надо понимать, что не все дети с ОВЗ в эту группу могут быть включены. Поэтому закон об образовании сохраняет возможность сохранения отдельных организаций или отдельных классов для этих детей. При некоторых же несильно выраженных нарушениях и совместном обучении со здоровыми школьниками именно отношение педагога на первых порах во многом может нивелировать особенность ребенка, тогда он будет чувствовать себя уверенно. В дальнейшем же одного позитивного отношения учителя к такому ребенку недостаточно, необходимо владение практиками дифференцированного и индивидуализированного его включения в образовательную деятельность всего класса.

По собственной траектории развития

Не страдает ли качество образования? Как совмещаются темпы преподавания и объем знаний, доступный детям с ОВЗ и здоровым детям?

– Это решается по-разному. С нового учебного года вступают в действие специальные гигиенические нормы и правила для детей с ОВЗ. Там представлено определенное соотношение количества детей с ОВЗ и детей с нормальным развитием при условиях совместного обучения. Ситуация недопустима, когда детей с ОВЗ, например, десять, а с нормой два ребенка. Но, если увеличивается количество детей с ОВЗ, тогда количество детей с нормой развития чуть-чуть уменьшается, чтобы была возможность организовать работу. При каких-то вариантах нарушения развития обучающихся учитель может справляться сам, иногда необходим тьютор, чтобы иметь возможность уделить внимание детям с нормативным развитием и ребенку с ОВЗ. Условия реализации ФГОС позволяют варьировать виды, формы коммуникативной деятельности и вопрос этот может решаться. Проблема не в том, что страдают дети с нормой развития, наоборот, недополучает внимания учителя ребенок с ОВЗ.

Принципиальный вопрос, который сейчас стоит: как быть, если в класс включен умственно отсталый ребенок? В начальных классах это относительно решаемый вопрос. Но, по мере того, как от класса к классу ребенок развивается, разница в программном содержании становится все более заметной. Для таких детей, не в начальных, а в пятых-седьмых классах рекомендуется создавать малокомплектный разновозрастной класс из детей с умственной отсталостью. В таком возрасте ребенка очень затруднительно включать в класс, где учатся дети с нормативным развитием.

Дети же с другими вариантами нарушений, где интеллект сохранен, овладевают тем же образовательным стандартом. Программа та же, только сроки могут быть удлинены, другими словами пролонгированы при освоении программы. Начальное образование, например, длится не четыре года, а пять-шесть лет, в зависимости от нарушения. Например, дети с нарушением зрения могут учиться в «началке» пять лет, слуха – шесть лет. Если такой ребенок попадает в группу детей с нормой развития, а не в отдельный класс, то у него будет два первых класса. Такой у него учебный план, он предусмотрен стандартом. Формально он остается в следующий первый класс, но у него своя программа, он продвигается в своем темпе. Есть смысл растягивать этот срок на начало уровня образования, когда еще формируется база, например, два первых класса, а не два четвертых.

«Главное – готовность работать и наличие определённой личностной ответственности педагога»

– Очень важным является вопрос о необходимых компетенциях педагогов в инклюзивных школах. Как решается вопрос обучения и повышения квалификации в этом направлении в Новосибирске? Какие требования к учителям, работающим в таких классах? Должны ли они проходить специальную подготовку?

– Остановимся на профессиональной компетентности педагогов не отдельных организаций, а обычных школ, где основная масса детей с нормативным развитием.

В школу ребенок зачисляется только по заявлению родителей. Если они принесли заключение ПМПК о том, что ребенок нуждается в реализации адаптированной образовательной программы, то школа обязана по факту предъявления заключения родителями разработать и реализовывать адаптированную программу. По закону об образовании школа не имеет права отказать родителям такого ребенка. Если родитель принципиально принял решение, что ребенок будет учиться в этой школе, организация обязана для этого ученика создать соответствующие условия: повысить квалификацию педагогов, найти специалистов, например, учителя-логопеда.

В стандарте педагога, который вступает в действие с 1 января 2017 года, в качестве обязательных требований к профессионализму педагога прописаны владение методиками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также готовность их применять на практике. Если педагог столкнется с таким ребенком, он обязан владеть этими методиками. Если нужно, он должен пройти повышение квалификации. В этом случае нужны знания, умения, а главное – готовность работать. Это предполагает определенную личностную ответственность и определенный настрой. Кто-то говорит: «Я не знаю, как работать с таким ребенком и не буду это делать». Другой: «Я обязан работать». И он несет определенную ответственность. Готовность работать с такими детьми на сегодняшний момент постепенно формируется. Мы проводим очень много курсов повышения квалификации, ведем работу по формированию мировоззрения по отношению к этим детям, которое постепенно начинает меняться. В компетентность педагога входит понимание, что я тоже должен быть к этому готов. Работа очень сложная, но она идет, и мы оцениваем ее как положительную.

«Перспектива», Аврора» и другие

Есть ли в Новосибирской области учреждения, где успешно реализуется инклюзивное образование? Расскажите о них.

– Таких школ много и в городе, и в области. Интересен опыт проектных школ. Например, МБОУ СОШ «Перспектива», которая находится в Центральном районе. Это не специальная (коррекционная), а обычная школа с обычной программой, но там накоплен большой опыт по инклюзивному образованию. В «Перспективе» учатся дети, которые имеют заключение врача, что по состоянию здоровья они не могут обучаться в формате классной системы, а только на дому. Но это не говорит о том, что это дети с ОВЗ, хотя такие тоже среди них есть: это и дети аутисты, и дети с двигательной патологией, есть целый класс колясочников и т.д.

Или негосударственное образовательное учреждение «Аврора» с уникальным опытом инклюзивного образования, который они представляют даже на российском уровне. «Аврора» имеет федеральный статус экспериментальной площадки. И та, и другая школа, еще задолго до включения в проект, реализовывали эту практику. МБОУ СОШ № 179 тоже имеет прекрасный опыт инклюзивного образования. И таких школ много. Очень интересен опыт тьюторского сопровождения в школе № 199 Октябрьского района. В штате этого учебного заведения есть даже должность тьютора. Там великолепно работает Елена Геннадьевна Новоселова.

Педагогическая должность – тьютор

– Известно, что в странах Европы и США к каждому ребенку с ОВЗ приставлен тьютор-воспитатель. Как решается проблема сопровождения таких детей в нашей стране?

– Есть единый квалификационный справочник должностей работников образования, утвержденный Минздравсоцразвития в 2010 году. Там есть педагогическая должность – тьютор. Это означает, что любое образовательное учреждение может ввести такую должностную единицу. Сейчас идет разговор (пока в проекте) про профессиональный стандарт тьютора как педагогического работника.

Вопрос тьюторства в разных школах решается по-разному. Где-то вводят ставки таких специалистов, где-то родители соглашаются выполнять функции тьютора. Смысл не в том, чтобы сидеть рядом с ребенком и везде сопровождать его. Тьютор нужен на период адаптации, на начало обучения, чтобы взрослый помогал включать ребенка в образовательный процесс. На отдельных уроках эту функцию может выполнять по совместительству педагог или узкий специалист – учитель-логопед, педагог-психолог. Аутистам тьютор часто нужен только на переменах. Иногда классные руководители выполняют функцию тьютора, например, на этапе выполнения домашнего задания. Формы тьюторства могут быть разные. И организация тьюторства может быть различна. Не каждому ребенку с ОВЗ нужен тьютор. Идея тьюторства в системе сопровождения детей с ОВЗ – помочь им, чтобы потом они стали самостоятельны.

Тьюторство одаренных детей – несколько иное. Тьютор им нужен для того, чтобы помочь организовать проектную деятельность.

«В России специальные (коррекционные) учреждения закрываться не будут»

Какие перспективы у инклюзивного образования? Закроют ли все специальные (коррекционные) школы со временем? Какие главные вопросы необходимо сейчас решить?

Перспективы у инклюзивного образования хорошие. Это социальная концепция обеспечения равноправия, прав в выборе организации, в получении доступного качественного образования, отсутствие дискриминации в получении образования. Очень много детей с тяжелыми нарушениями до настоящего времени не получали образование вообще. На сегодняшний день мы говорим, что вступил в действие закон, и на образование имеет право каждый человек. Даже ребенок с тяжелейшими нарушениями имеет право быть в системе образования, получать это образование в соответствии со своими возможностями. Действующий закон весь проникнут идеями инклюзии.

Стандарты для умственно отсталых детей, которые вводятся с 1 сентября 2016 года, как раз ориентированы на то, чтобы любой ребенок имел право получить образование. Поэтому инклюзия понимается как безбарьерное образование в отношении любых ребятишек. Идея не в том, чтобы ребенка адаптировать в систему, а система должна быть гибкой и учитывать особые потребности всех групп обучающихся, которые имеют трудности по разным причинам. Это правильно, гуманно, это общемировые тенденции. Инклюзивное образование будет развиваться.

Но поскольку инклюзивное образование не равно совместному, в законе об образовании говорится, что дети с ОВЗ могут обучаться как совместно, так и в отдельных организациях. Отдельные организации разной направленности имеют право на существование: для детей с нарушением слуха, зрения, с расстройствами аутистического спектра. У нас в стране пока нет отдельной образовательной организации, школы, в которую ходили бы только аутичные дети. Но законом об образовании это не запрещено.

Вениамин Шаевич Каганов, заместитель министра образования и науки Российской Федерации, на Первом всероссийском съезде дефектологов «Особые дети в обществе» сказал, что в нашей стране в ближайшей перспективе отдельные, то есть специальные (коррекционные) учреждения закрываться не будут. Если не создана система условий в обычных организациях в регионе, закрывать эти учреждения нельзя. У родителей должен быть выбор, куда определить своего ребенка.

В системе дошкольного образования вообще такие учреждения закрывать не рекомендуется (логопедические группы, группы для детей с нарушениями слуха, зрения), потому что коррекция нарушений развития более эффективна в раннем и дошкольном возрасте. Особенно она эффективна в группах, где все дети имеют сходные нарушения, где налажена организация всего жизненного уклада, где существуют специальные методики работы – это дает мощный эффект. Например, для детей с нарушением зрения есть тифлосадики, тифлогруппы. Замедление психического развития, связанного с дефицитом зрительных ощущений, очень мощно преодолевается в этой системе. Поэтому отдельные организации – ни школьные, ни дошкольные в нашей стране закрывать не планируют. Надо их сохранить и предоставить родителям свободу выбора образовательного маршрута для своего ребенка. Есть родители, которые вначале хотят обучать ребенка совместно с детьми с нормой развития, но через некоторое время они отдают его в специальную (коррекционную) школу. Есть дети, которые начинают учебу в специальной (коррекционной) школе, а потом переходят в обычную. Мы не можем ограничить родителям свободу выбора. По закону об образовании существует три маршрута: в отдельную организацию, в обычную школу, где есть отдельный класс, или обучение совместно с обычными детьми. Эти маршруты сохраняются и будут сохраняться в перспективе. Инклюзия никаким образом с этим не связана. Инклюзивное образование может быть и в отдельной организации, и в школе, где дети обучаются совместно. Инклюзия – это социальная концепция, это обеспечение прав, свободы выбора, гибкости системы по отношению к ребенку, учету его особенностей.

Основная проблема у современного инклюзивного образования в нашей стране и в нашем регионе в том числе – это обеспечение специальных условий, необходимых для образования обучающихся с особыми образовательными потребностями и, особенно, детей с ОВЗ. К этим условиям относится, например, финансирование организации. Обучающиеся с ОВЗ по решению нашего региона имеют повышающий коэффициент на подушевое финансирование, однако этого повышающего коэффициента для создания специальных образовательный условий для некоторых групп обучающихся с ОВЗ явно недостаточно. Также много нужно сделать с точки зрения материально-технического обеспечения. Например, везде ли может перемещаться ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата? Остро стоят вопросы дистанционного обучения, кадров, подготовки специалистов, обучения педагогов владению специальными методиками работы. Очень важно сетевое взаимодействие школ с организациями, где такие ресурсы имеются. Сеть таких ресурсных центров по инклюзивному образованию уже есть, куда могут обращаться педагоги или руководители образовательных организаций за методической помощью, за учебниками, для обеспечения коррекционной помощи обучающимся при отсутствии в штате школ специалистов по такой работе. Это и территориальные психолого-медико-педагогические комиссии, и отдельные организации для детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование в нашей стране сегодня находится в зоне повышенного внимания и приоритета на всех уровнях. Многое сделано на уровне власти, политики, но на уровне каждого образовательного учреждения, каждого класса, каждого руководителя и педагога еще многое предстоит сделать и многому научиться.

Количество просмотров: 8157  

Добавить комментарий

Target Image