Семейные праздники в современном обществе. Нужны ли они?

 
 

Здорова Галина Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБУ НСО «ОЦДК»

 

Семейные праздники в современном обществе. Нужны ли они?

Что означает слово праздник в широком значении, в простом определении и без заумных объяснений? Во-первых, это некое массовое мероприятие развлекательного или торжественного характера. Оно может касаться как малой группы людей, так и большого количества народа. Примером могут служить наши общие государственные праздники – такие, как: «День Победы», «День Защиты детей». А также праздники, имеющие большое значение для верующих людей – религиозные.

Во-вторых, это может быть некое календарное событие (календарный праздник), в связи с которым установили день отдыха. Это наши общегосударственные праздники, которые вполне могут стать любимыми семейными торжествами. Действительно, как обойти вниманием Новый год или 8 Марта? Семья не остается безучастной и вплетает их в полотно родовых традиций.

В-третьих, значение слова праздник может определяться неким радостным событием, которое не связано с официальным календарем. Оно касается сугубо отдельно взятой конкретной семьи. Это семейные праздники. В свою очередь семейные праздники также могут подразделяться на личные праздники и тематические. К личным относятся:

– именины;

– различные годовщины;

– памятные даты.

Говоря о праздновании личного торжества, уместна оговорка: порой устав от ежедневной суеты, жизненного круговорота: дом, работа, решение бытовых и служебных вопросов, хочется собраться узким кругом самых близких и родных людей. И именно личный праздник – подходящий повод для подобного семейного сбора. Более того, в каждой семье обязательно должны присутствовать личные даты.

Тематические семейные праздники – праздники, которые семья придумывает себе сама по какому-то поводу, касаемому конкретной семьи. Вот так им захотелось. Кто-то празднует самую длинную ночь в году, а кто-то – летние каникулы. Это не является праздником? В прямом смысле – да. Но каждая семья вполне может создать подобный тематический праздник, придуманный ее членами на основе события, важного только для конкретно этой семьи в целом или для кого-то из ее членов. Вполне понятно, что в дальнейшем этот праздник может стать одним из самых любимых семейных праздников.

Почему бы и нет? Посудите сами, какому ребенку не понравится сюрприз в виде маленького торжества по случаю начала или окончания школьной жизни, достижений в учебе, спорте, творчестве и т.д. Подобное неожиданное приятное событие не только доставит ребенку удовольствие, но и станет отличным стимулом для его дальнейших маленьких личных побед. Собственно говоря, а почему только ребенку? Кому из нас, взрослых, не понравится аналогичный сюрприз? А повод? Повод можно найти всегда, было бы желание.

Из истории: по официальной версии, люди впервые узнали, что такое праздник, примерно тогда, когда изобрели календарь. Именно тогда в календаре появились дни, которые отличались от всех остальных.

Какова же значимость праздников?

Занимаясь рассмотрением данной темы, мною было проведено анкетирование и интервьюирование воспитанников Школы-центра младшего школьного возраста. Детям было заданы примерно следующие вопросы:

Какой праздник у вас самый любимый? Как ваша семья отмечает этот праздник?

Какие еще события празднует ваша семья?

Какие традиции хотели бы вы создать в своей семье?

Анкетирование позволило сделать следующие выводы: чаще всего ребята называют те праздники, которые им лучше запоминаются своей яркостью, масштабностью или шумностью. Обладая такими качествами, именно эти праздники больше всего им нравятся, что совсем неудивительно. Самые распространенные ответы: День Рождения всех членов семьи, 8 марта, Новый год.

Чем они нравятся нашим детям? Здесь ребята перечисляли атрибутику, в случае Новогоднего праздника, это: елка, гирлянда, петарды, Дед Мороз. Далее, как правило, неизменно: мама готовит много вкусной еды, приходят гости, дарят подарки, поздравляют, говорят тосты, играет музыка, все танцуют, поют караоке, и так далее…далее…далее.

Увы, но практически никто из опрошенных ребят не сказал про существование в семье тематических праздников и традиций, созданных самими членами семьи: гулять, кататься на лыжах, играть в футбол, ходить в походы или на рыбалку. Более того прозвучало, что даже в день рождения ребенка, на торжество приглашаются только взрослые – друзья родителей. Однако значимым моментом явились слова одного из воспитанников, высказавшегося о своем желании создать такой праздник, традицию, которую можно будет передавать из поколения в поколение! Быть может стоит прислушаться к детям, к нашим детям?!

А что же мы, взрослые? Что делаем мы для наших детей? Что чаще всего встречаем в реальности?

Да, бывает, что празднование дня рождения ребенка действительно реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением. Радостное воспоминание о таком торжестве сохранится надолго и для виновника события, и для всех присутствующих.

Другая семья обращается за помощью в подготовке и проведении праздника к аниматорам или ведущим. Сейчас это считается модным и престижным. Специалисты своего дела, они действительно смогут организовать праздник ярко и динамично. Но, с другой стороны, это по сути, чужие люди, которым неизвестны какие-либо тонкости взаимоотношений в конкретной семье или личностные особенности её членов.

Бывает так, что ребенка оставляют за общим столом, но никому нет до него дела. Ему неинтересно, он чувствует себя одиноко! Другой вариант присутствия ребенка за одним столом с взрослыми может оказаться более «насыщенным»: он становится свидетелем не только взрослых разговоров, но и «веселого русского застолья» в целом, включая тосты, распитие спиртных напиток и т.д.

Бывает, что мы любим демонстрировать способности своих детей. И в случае присутствия на празднике нескольких ребят, вполне можно лицезреть настоящий конкурс талантов. Но дети не любят, когда взрослые настойчиво требуют от них выступлений. Особенно стеснительно себя чувствуют робкие дети. Заставлять их выступать не следует. Не исключена и ситуация когда родители или другие гости отмечают особые способности детей в чтении стихов, танцах. Превознося успехи одного, наносится удар по самооценке другого. Так у ребенка зарождаются комплексы, которые в дальнейшем могут отразиться на его личностном росте и выстраивании взаимоотношений в социуме.

Оказывается, все совсем не так просто и лучезарно. И в наших интересах, в интересах наших детей, их будущего, осознать, что семейные праздники – это не только яркое и веселое действо. Это самые чистые, искренние и наделенные любовью события, имеющие колоссальное значение для наших семей в целом, включая и взрослых и детей. Посудите сами: делая перерыв в повседневной жизни человека, они выполняют функцию релаксации. А самое главное – семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников! Это – своего рода цемент, укрепляющий кирпичики отношений. На самом деле: привычка весело и интересно проводить досуг вместе укрепляет отношения и душевную близость.

Покажите свой список семейных праздников, и сразу станет понятно, насколько крепкие у вас отношения в семье.

Кстати, о самом распространенном семейном празднике – дне Рождения. Дни рождения побуждают проявлять личное внимание к виновнику торжества. Это помогает ощущать свою значимость, индивидуальность и уникальность. А бывает и так, что день рождения хоть немного способствует примирению поссорившихся родственников. Хочется того или нет, а в этот день нужно проявить доброту, вручить подарок и сказать что-нибудь приятное друг другу.

Теперь попробуем разобраться как, каким образом семейные праздники оказывают влияние на воспитание наших детей.

В первую очередь, это формирование у младших школьников умений организовывать свое свободное время.

Рассмотрим, что происходит, когда семья собирается за круглым столом для организации своего семейного события. Она взаимодействует: совместно планирует, учитывает пожелания всех членов семьи, обговаривает возможности. Привлекая к этому процессу своего ребенка, вы обозначаете его значимость как личности, как полноправного члена семьи!

Теперь давайте вспомним, что мы традиционно делаем в доме перед праздником? Конечно, генеральную уборку. Возможно украшаем дом, затем сервируем стол. И что же мы этим формируем? Разумеется, трудовые навыки. Более того, мы формируем умение трудиться сообща. Причем без принуждения, а с желанием.

Ежедневная суета: дом, работа, решение бытовых и служебных вопросов отнимает у нас много времени. Как следствие: очень редкое полноценное общение с родными людьми, включая наших детей. Во время же подготовки и проведения семейного праздника, мы можем наверстать упущенное.

При проведении семейного торжества в свою очередь вместе с нашими родителями, т.е. бабушками и дедушками, мы осуществляем связь поколений.

Проанализировав вышеизложенное, вывод очевиден: участвуя в подготовке семейного праздника и в самом торжестве, при условии его правильной организации, наши дети учатся многим важным вещам.

Но почему-то этого не происходит. Каковы причины? Есть что-то, что нам мешает. Попробуем разобраться конкретнее с этим «что-то». В настоящее время многие современные семьи переживают острый кризис. Выражается он в том, что семья все слабее выражает свою главную функцию – воспитание детей. Основные силы и время родителей в большинстве семей расходуются на материальное обеспечение. Общение же с детьми сводится в основном к контролю над учебой ребенка в школе, который состоит в выяснении полученных оценок.

Статистика. Особенно печален дефицит общения детей с отцами. Учеными доказано, что папы в разных культурах видят своих малышей кто 30 минут, а кто и только 5 минут в сутки. И мы прекрасно осознаем и понимаем, что дело здесь не только в занятости пап и борьбе за хлеб насущный.

Еще одна проблема современности – так называемое «гаджетовое помешательство»: смартфоны, планшеты и прочая цифровая техника не просто вошли в нашу жизнь, а с успехом вытесняют из нее реальность.

Статистика. Как утверждает статистика: семилетний житель Европы уже провел у экранов больше года своей жизни (по 24 часа в сутки), а 18-летний – больше четырех лет!

Разумеется, сегодняшние дети другие. Именно другие, не лучше и не хуже своих сверстников из прошлого, ни в коем случае, но главная потребность – потребность современных детей в общении со своими родителями прежняя. И к сожалению в современном мире она часто остаётся не удовлетворенной. Большое человеческое несчастье – одиночество для ребенка болезненно вдвойне. Как следствие – его уход в виртуальность.

Не получая полноценного общения с самыми близкими и родными людьми – своими родителями, наши дети находят его в интернете. Он не отказывает им в разговорах, расскажет сказку, споет песню…. вот только какую сказку и какую песню - большой вопрос!

Что же делать нам, взрослым? Быть рядом с нашими детьми! Использовать (даже изыскивать) малейшую возможность и быть рядом.

Не стоит забывать, что ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит не детскому саду или школе, родителям. И, именно так гласит Закон РФ «Об образовании».

Статья 18 Закона «Об образовании» возлагает всю ответственность за воспитания детей на семью, а все остальные социальные институты (в том числе дошкольные и школьные учреждения) призваны содействовать и дополнять семейную воспитательную деятельность.

Важно осознать, что семья для наших детей: может стать крепостью, где он будет защищен от неизвестности и опасности окружающего мира. Дома его успокоят, приласкают, да – иногда и пожурят, но, поймут.

Может стать, а… может и не стать. Зависит это только от родителей. Не стоит забывать, что семья также может стать первой школой. Самыми важными учителями которой, являются именно родители. И, разумеется, качественный показатель такой школы напрямую также зависит от них. Не стоит забывать и то, что дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, укладом, традициями, которые складываются в доме. Первая школа ребенка – дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в своей жизни, на формирование его системы ценностей. И, гораздо позже, когда ребенок будет строить свою личную семью, модель семьи своих родителей он возьмет как пример, как основу.

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.

Родители – пример ему!

Пусть помнят, что с лихвой получат от них всё то, чему их учат.

(Себастьян Брандт)

Именно в период младшего школьного возраста: от 7 до 10 лет для детей в отношениях с взрослым характерно не только послушание, как это было в дошкольный период, а почитание взрослого. Именно этот период является сензитивным, то есть чувствительным, для правильного формирования организации свободного времени ребенка. От личного примера родителей и их инициативы зависит, будут ли дети «убивать» время впустую, искать интересное общение вне дома (улица, интернет) или совместно с самыми дорогими и близкими людьми найдут увлекательную форму организованного семейного отдыха.

Думаю, учитывая вышеизложенное, ответ на вопрос, обозначенный в названии статьи: нужны ли в современном обществе семейные праздники, очевиден - конечно нужны.

Более того, разве есть у нас, взрослых, моральное право не прислушаться к словам одного из ребят, участника опроса, про создание в своей семье такого «талисмана» (так обозначил традиции ребенок), который будет передаваться из поколения в поколение.

А ведь в большинстве семей есть так или иначе уже присутствуют свои гласные или негласные традиции. Даже если кто-то из читателей считает, что в его семье нет ничего подобного, немного ошибается. Ведь даже утреннее: «Привет!», «Доброе утро» и вечернее: «Спокойной ночи!» – это тоже своего рода традиции.

Возможно, стоит добавить ещё интересных традиций?

Литература

1. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. – 2006. – № 1.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

3. Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. – Минск, 1983.

4. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.

5. Земска М. Семья и личность. –   М., 1986.

6. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М., 1991.

7. Семейно-бытовая культура. /под ред. Д.И. Возняцкого. – Минск, 1987.

8. Интернет-ресурс: http://goodhome.su/semeynie-tradicii/semeynie-prazdniki-i-podarki

Количество просмотров: 15017  

Добавить комментарий

Target Image
1. Роль спортивно-досуговых мероприятий в приобщении дошкольников к истокам русской культуры
2. Реализация патриотического детско-тематического проекта «Наш родной микрорайон»
3. Проектирование тематической недели «День Победы» в рамках работы по патриотическому воспитанию детей второй младшей группы
4. Воспитываем патриотов вместе
5. Как воспитать патриота
6. Развитие творческих способностей дошкольников через ознакомление с народным костюмом
7. Использование интегративных форм при проведении прогулок
8. Радиоточка «Дошколята» в детском саду как информационно-развлекательный портал
9. Развитие и активизация речи детей раннего возраста с использованием произведений малых жанров русского народного фольклора
10. Тестопластика. Развитие мелкой моторики дошкольников
11. Способы мотивации детей к изобразительной деятельности
12. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения в процессе организации праздников
13. Использование интегрированного подхода в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
14. Воспитание интереса к родному языку у дошкольников
15. Семейные праздники в современном обществе. Нужны ли они?
16. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами приобщения к народному фольклору
17. Семейный клуб как средство развития системы взаимодействия педагогов и родителей детей дошкольного возраста в условиях УДОД
18. Совместная деятельность педагогов и родителей воспитанников детского сада № 77 «Ладушки» по ознакомлению дошкольников с культурными и историческими ценностями Новосибирска и родного края
19. Система работы по развитию психомоторных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
20. Такое разное рисование!

Страницы

1. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Формирование мотивирующей личностно-развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы