Наставничество в условиях учреждения дополнительного образования: современный взгляд на проблему

 
 

Щедренко Ольга Станиславовна,

методист МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Наставничество в условиях учреждения дополнительного образования: современный взгляд на проблему

Все мы сегодня наблюдаем изменения, происходящие в системе образования. И перед учреждениями дополнительного образования стоят сейчас новые задачи, которые предусмотрены разными нормативными документами. В частности, федеральный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает обновление содержания дополнительного образования, повышение качества и вариативности образовательных программ. Все эти преобразования невозможны без совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров. И сегодня огромное значение приобретают вопросы формирования кадрового потенциала, а особенно остро стоит задача привлечения и закрепления молодых специалистов в образовательных организациях.

Прежде чем решать задачи наставничества в условиях учреждения дополнительного образования, необходимо проанализировать кадровый ресурс педагогического коллектива. Исходя из специфики образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования, наставничество необходимо не только молодому специалисту, а так называемым начинающим педагогическим работникам. Соответственно можно выделить некоторые категории педагогов, которые больше всех нуждаются в помощи наставника: молодой педагог – выпускник педагогического университета; педагог с опытом работы в учреждениях общего образования; специалисты по профилю предмета, не имеющие педагогического образования.

С какими же проблемами зачастую сталкиваются начинающие педагоги? Как правило, нынешним выпускникам педагогических университетов и педагогам, пришедшим из учреждений общего образования, не хватает специальных теоретических знаний и практических умений для работы в системе дополнительного образования, так как в основном они имеют подготовку по квалификации «учитель». На практике можно наблюдать ситуацию расхождения их базовой подготовки с теми задачами, которые решаются в нашем учреждении.

Активно в учреждения дополнительного образования привлекаются специалисты из других профессиональных областей, что позволяет нам расширить востребованные для современных детей направления, такие как: техническое, естественно-научное, военно-патриотическое. И конечно, данным специалистам в большей степени требуется методическая помощь.

Именно поэтому необходимо развивать систему наставничества в коллективе, которая бы помогла «начинающему» педагогу избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию.

Основная цель наставничества – создание социально-психологических и организационно-методических условий для успешной адаптации начинающего специалиста.

Создание комфортных психологических условий для начинающего педагога реализуется, прежде всего, через руководителя структурного подразделения. Основная задача руководителя на начальном этапе становления педагога – это помогать в установлении профессиональных связей в коллективе. Руководитель-наставник определяет профессиональные потребности педагога и, исходя из этого, выстраивает профессиональную общность (пары, триады). Эти связи могут меняться в зависимости от приоритетных индивидуальных задач начинающего педагога.

Так, например, для решения организационно-методических задач выстраиваются профессиональные связи с методистами. Молодой педагог активно включается в уже традиционные для нашего учреждения механизмы повышения профессиональной компетентности, которые способствуют быстрому и комфортному вхождению в профессию, это «Школа молодого педагога», фестиваль-конкурс профессионального мастерства «Звездные россыпи», проект «Мастерство и творчество». Особое место в сопровождении начинающего педагога занимает инструмент планирования и контроля своего профессионального развития. Это «индивидуальный образовательный маршрут».

Следует отметить, что специфика социально-педагогического структурного подразделения в том, что педагоги реализуют программы по пяти направленностям. Соответственно, традиционная система наставничества, когда более опытный педагог-стажист передает непосредственно свои знания молодому педагогу, нам не подходит, так как у всех разные преподаваемые дисциплины. Именно условие «разнопредметности» позволило нам найти эффективные формы внутриколлективного взаимодействия в рамках наставничества – «Диалог на равных». Главное условие взаимодействия педагогов – это равенство статусов (где нет старшего) и «разнопредметность». Соответственно у них есть только один общий предмет для профессионального разговора — учащийся, особенности его поведения, реакций, восприятия материала и т.п. При этом основная задача руководителя – организация взаимопосещения занятий и обсуждения между двумя педагогами конкретной поставленной педагогической проблемы, обеспечение их психологической безопасности.

Опыт показывает, что лучшие результаты педагогического коллектива достигаются тогда, когда созданы условия для сотрудничества, присутствует доверие, налажен профессиональный контакт.

Развитию профессиональных связей в коллективе также способствует организация мастер-классов, через которые педагоги решают ряд образовательных, метапредметных задач в развитии детей, повышают свои профессиональные компетенции. К примеру:

– педагог по рукопашному бою военно-патриотического клуба регулярно проводит мастер-классы по самообороне, гимнастике для позвоночника для юных моделей;

– педагог по журналистике на мастер-классах помогает оформлять проекты учащимся других творческих объединений с помощью видеоредактора;

– педагог по актерскому мастерству на мастер-классах для юных журналистов раскрывает секреты культуры речи.

За последние годы данное сотрудничество не только способствовало разностороннему развитию наших учащихся, но и позволило создать нам коллектив педагогов-единомышленников, которые помогают учащимся в формировании активной гражданской позиции, чувства социальной ответственности, стимулируют интерес молодого поколения к решению важных общественных проблем, развивают социальную инициативу.

Важной стороной наставничества является процесс не просто взаимодействия, а взаимовлияния. И это нужно не только начинающему педагогу, но и самому наставнику! Ведь говорят, что настоящий учитель – это тот, кто готов учиться у каждого встречного, а настоящий ученик – тот, кто видит в каждом своего учителя. Наставник – это и тот, кто готов учиться и открывать для себя новые знания, современные тенденции развития дополнительного образования через призму индивидуальности своих молодых коллег.

Отдавая свои знания, опыт, силы и время, постоянно анализируя свой путь, можно более четко увидеть то совершенное в профессии, к чему стоит стремиться. И тем интересней нам вместе двигаться к одной цели!

Количество просмотров: 9904  

Добавить комментарий

Target Image
1. Наставничество в условиях учреждения дополнительного образования: современный взгляд на проблему
2. Внеаудиторные формы учебных занятий в детском творческом объединении (из опыта работы историко-краеведческого клуба «Исток-39»)
3. DISTANCE – требование времени и возможность профессионального роста
4. «Сказка не уйдет на карантин»: опыт реализации новых творческих проектов в условиях дистанционного обучения дошкольников
5. Любить и понимать музыку
6. Вопросы для школьных игр «Что? Где? Когда?»: источники, требования, принципы
7. Уроки творчества: сложности или возможности?..
8. Социально-педагогическое проектирование как эффективное условие формирования активной жизненной позиции и гражданской идентичности детей и педагогов
9. В благодарность «трудному» ребёнку…
10. Квест как форма аттестации учащихся объединения по интересам
11. Профессиональная ориентация учащихся (из опыта работы творческого объединения «Ресторанное дело»)
12. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования
13. Формальные и неформальные методы коммуникации в народной педагогике как метод воспитания
14. «Секрет» развития успешной Личности
15. Музыка нас… воспитала!
16. Повышение профессиональных компетенций педагога как результат участия во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
17. Вариативность построения индивидуального образовательного маршрута на занятиях в авиамодельной секции «Полёт»
18. Учет возрастных особенностей при формировании мотивации и познавательного интереса у подростков в процессе обучения искусству фотографии
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы