Система работы воспитателя с родителями дошкольников

 
 

Богданова Татьяна Владимировна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад № 395 компенсирующего вида» г. Новосибирска

 

Система работы воспитателя с родителями дошкольников

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе педагогу не обойтись. Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Поэтому необходим единый курс на создание единого образовательного пространства как в семье, так и в ДОУ.

В последние годы отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Поэтому работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего развития ребёнка, в частности интеллектуального, не пренебрегать потребностями детства.

В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

В процессе взаимодействия детского сада и семьи лежит принцип открытости ДОУ обществу, дающий возможность обоснования знакомства родителей с программами и условиями организации образовательного процесса в ДОУ, а также адаптации программного материала для родителей.

При этом условиями гармонизации отношений педагога и родителей служат следующие принципы работы педагога с семьёй:

– соблюдение прав и свобод ребёнка;

– тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребёнка;

– правильная оценка достоверности информации, полученной в процессе исследования семьи;

– понимание неизбежности субъективности точки зрения педагога;

– учёт запросов родителей в планировании и осуществлении педагогической деятельности.

Система воспитания детей должна быть ориентирована на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. В первую очередь нужно создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Основная задача – заслужить доверие ребёнка и родителей.

Для того чтобы обрести в лицах родителей ребёнка союзников, следует настроиться на диалог, а не на поучение. Свою работу целесообразно начинать со знакомства с семьями воспитанников. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка можно использовать анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи», беседы. В беседе необходимо внимательно выслушивать пожелания родителей по вопросам питания, сна, одежды, выяснять, к каким игрушкам, играм, книгам ребёнок проявляет больше всего интерес. Как показал опрос родителей и анкетирование, большинство некомпетентны в вопросах психического развития детей. Наблюдения за стилем общения родителей с детьми, за реакцией детей на встречи с родителями показали, что для родителей представляют интерес такие темы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблема детской игры, страхов, агрессивности, раннего обучения. Есть темы, актуальные для всех категорий родителей (например, особенности того или иного возрастного периода), которые сформулированы таким образом: «Знаете ли вы своего ребёнка?», «Как научиться понимать своего ребёнка». Родителей интересует вопрос: «Что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте?». Важными для рассмотрения с родителями являются такие темы, как: «Развитие речи», «Подготовка к школе» и другие. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

В работе по вовлечению родителей в совместную деятельность эффективны традиционные формы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные – и нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные.

Можно выделить критерий – «включенность» родителей в образовательный процесс. Этот критерий отражает количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Также можно выделить качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволяет выделить три группы родителей:

– родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;

– родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;

– родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». Такой анализ дает возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа педагогов ДОУ (воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. В ДОУ работает местное радио «Дошколёнок», каждое утро детей встречает весёлая, бодрая музыка и детские песни. А в праздники и торжества (День дошкольного работника; День матери; Новый год; спортивные праздники; День именинника; Восьмое Марта; День защитника Отечества) дети с удовольствием читают стихи по радио в микрофон, как настоящие артисты, а все родители и коллектив слушают и хвалят детей, у всех поднимается настроение с утра. Материал для выступлений и стихи я готовлю заранее и затем разучиваю с детьми.

К групповому родительскому собранию я готовлюсь заранее, объявление вывешиваю за несколько дней. Повестка дня собраний бывает разной, с учётом пожеланий родителей. Например, «Знаете ли вы своего ребёнка?», «Воспитание послушания у детей» и др. Не оставляю без внимания и тему по безопасности жизнедеятельности дошкольников: «Чтобы избежать беды, с автокреслом ты води», «Чтобы не было пожара», «Сбереги ребёнка на дороге», «Как проверить умение ребёнка правильно вести себя в опасных ситуациях», «Терроризм и дети» и другие.

У нас в группе есть почтовый ящик «Доверия», изучив все вопросы и пожелания, на собраниях стараюсь говорить своими словами, а не «читать текст по бумажке». К выступлению на собраниях приглашаю узких специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога и других). Так как у нас сейчас подготовительная группа, в начале учебного года на собрание приглашали учителя начальных классов из гимназии. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами. Для собрания готовлю выставку детских работ или фото-стенд, где использую фотографии из жизни группы. Родителям очень нравится, когда на собрании дети показывают небольшую сценку или читают стихи. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей.

Индивидуальные беседы с родителями у нас проходят каждый день, они задают разные вопросы, например, что делать, если дочь не хочет убирать за собой после игры игрушки на место; если ребёнок не желает делиться игрушками даже с братом; если ребёнок проявляет агрессию, домашние обязанности детей и др. Беседу всегда начинаю с положительной характеристики ребёнка, хочу показать даже незначительные его успехи и достижения и спрашиваю, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее тактично останавливаюсь на проблемах воспитания ребёнка, которые ещё необходимо доработать. В результате беседы стремлюсь, чтобы родители получили исчерпывающие знания по вопросам обучения и воспитания ребёнка.

Также провожу тематические консультации с целью ответить на интересующие вопросы родителей, приглашаю узких специалистов по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности ребёнка, охране его психике, обучению грамоте. Я и специалисты стремимся дать квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, побуждает родителей пристальней присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

Темы консультаций для родителей:

«Советы родителям по закаливанию»;

«Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»;

«Новый год для детей: как устроить праздник»;

«Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной»;

«Причины детского дорожно-транспортного травматизма»;

«Книжки в вашем доме»;

«Чем занять ребёнка дома»;

«О чём говорят любимые игрушки детей».

В группе имеются наглядно-информационные стенды, они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье: это организации различных видов деятельности, режимных моментов, выставки детских работ, стенды, папки-передвижки. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Информационное направление дает возможность наглядно донести до родителей любую информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.

Самая главная ценность у каждого человека – это здоровье, поэтому в нашем детском саду уделяется большое внимание воспитанию здорового ребенка. В ДОУ проводится спортивный праздник «Папа, мама я –спортивная семья», «Неделя здоровья», куда приглашаем родителей нашей группы, и они принимают активное участие. Вместе с родителями готовим стенгазеты. В эти дни звучит по радио спортивная музыка (утром и вечером). Также проходят консультации по радио «В какой спорт отдать ребёнка?», беседы о спорте. Печатная консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье». Проводится спортивная акция «Зарядка для всех!» – родителей приглашаю заранее, чтобы могли спланировать своё время, приходят очень многие, особенно нравится папам.

В нашем детском саду стало традиционным проведение праздников, посвящённых Дню защитника Отечества. Наши мальчики охотно соревнуются с подгруппой пап. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи. Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия, посвященного Дню матери. В таких развлечениях принимают участие мамы совместно с детьми.

Интересной, новой и востребованной формой сотрудничества стало проведение мероприятия «Встреча с интересными людьми», была приглашена стоматолог – мама одного ребёнка, она рассказала детям много интересного и полезного. Пятикратная чемпионка России по каратэ рассказала о пользе спорта, показала приёмы.

Регулярно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и родителей. Осенью проводим выставки из природного материала «Осенняя фантазия», конкурс-выставка «Волшебные снежинки», конкурс кормушек «Поможем тем, кто рядом», выставка поделок «Золотые руки наших мам», конкурс рисунков и фотографий «Смешинки». Все семьи, которые принимают участие, мы поощряем благодарностями.

Эти выставки предоставляют родителям и детям возможность организовать совместную деятельность. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Формируются семейные традиции, что является залогом счастливой и дружной семьи.

Регулярно вместе с учителем-логопедом проводим поэтические вечера: «Золотая осень», «Зимушка-зима», литературная гостиная «По сказкам К. Чуковского», конкурс чтецов «Весна-красна», «Семья – это счастье». Родители активно посещают все праздники. Они видят, что дети стараются понравиться им, родители вместе с детьми поют песни, играют, танцуют. Приглашая родителей на утренник, поэтические вечера, я всегда говорю им о том, что пройдут годы, песни и танцы забудутся, но в своей памяти дети сохранят радость и тепло общения, а родители окунутся в мир прекрасного.

На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» – ремонт игрушек, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе – для девочек оборудовали «уголок уединения», где они с удовольствием играют в «Дочки-матери», «Семью». Многие родители принимали активное участие в благоустройстве участка: соорудили снежные постройки, расчистили участок от снега, сделали красивую удобную горку, вместе украсили веранду, и в итоге в конкурсе мы заняли второе место. Всех активных, не равнодушных к нашей жизни родителей наградили грамотами, на стенде я разместила фамилии со словами благодарности. В конкурсе кормушек тоже вместе принимали участие. Стала налаживаться атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремимся, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

Традиционным стало проведение акций: «Просто так», «Подари книгу детям». У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю интригующее, яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников. Сейчас в ДОУ готовимся оформить мини-музей, посвященный Победе в Великой Отечественной войне. Я предложила родителям принять участие, они с готовностью откликнулись, уже несут документы, удостоверения, награды, трофеи, оформленные альбомы с фотографиями военных лет и короткими заметками о боевых заслугах.

Опыт работы показал: позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей, стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Взаимодействие детского сада с родителями носит систематический характер, в период сложной эпидемиологической обстановки в регионе педагогический коллектив нашего детского сада продолжил работу по развитию и воспитанию детей в форме дистанционного взаимодействия с родителями. Главным инструментом в работе педагогов стали информационно-коммуникативные технологии.

Хотелось бы сказать ещё об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-либо работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; культура межличностного взаимодействия детей в группе. Даже спустя время после окончания детского сада связь семьи с детским садиком не теряется, а продолжает существовать.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Количество просмотров: 9231  

Добавить комментарий

Target Image
1. Система работы воспитателя с родителями дошкольников
2. Карты Бьюзена как один из эффективных инструментов вовлечения родителей в образовательный процесс
3. Фольклорный праздник как средство развития речи дошкольников
4. Деловая игра «Логопедическое ассорти» как средство методической помощи в организации коррекционной работы
5. Дистанционное обучение в МКДОУ д/с № 27 «Росинка»
6. Формы интеграции музыкальной деятельности и других образовательных областей в дошкольном образовании
7. Современные формы взаимодействия с родителями по коррекции речевых нарушений у детей с ТНР
8. Реализация регионального компонента в средней группе детского сада посредством проектной деятельности
9. Креативные атрибуты к сюжетно-ролевым играм в ДОУ
10. Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми среднего возраста
11. Организация краеведческой работы с дошкольниками. Программа «Новая Сибирь – мой край родной»
12. Развитие певческих способностей посредством игр и упражнений
13. Современный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста
14. Воспитатель XXI века
15. Дошкольникам о мире профессий
16. Современному ребенку – современный воспитатель
17. Дети и деньги. Как воспитать финансово грамотного ребенка?
18. Формирование финансовой грамотности у дошкольников
19. Использование современных программируемых игрушек для повышения интереса дошкольников к занятиям физкультурой и спортивным играм
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы