Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях

 
 

Шубина Дарья Владимировна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого

зависит безопасность всего большого человеческого общества.

Ф. Адлер

Рассматривая семью как один из первых институтов воспитания, следует помнить о том, что в семье ребёнок проводит значительную часть своей жизни, и по длительности воздействия на личность ни один, даже очень квалифицированный педагог не сравним с родительским воспитанием. Но в современном обществе, в любой семье наступает такой момент, когда её членам необходимо начать сотрудничество с образовательной организацией. Сегодня, как и в давние времена, семья рассматривается как базовая ячейка общества, как важнейшая общественная ценность. Поэтому для воспитания успешной личности ребёнка перед педагогом образовательной организации одной из важных стоит цель наладить партнёрские отношения с семьёй.

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте». Но, к сожалению, многие родители считают, что воспитанием должен заниматься детский сад. Именно поэтому взаимодействие с семьёй остаётся одной из актуальных и сложных задач в работе образовательной организации и каждого педагога.

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников должно осуществляться с учётом их различий: особенностей семейного воспитания, различием семейных устоев, традиций, возможностей и условий жизни.

Целью эффективного взаимодействия семьи и образовательной организации является создание условий для комфортной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальных способностей. Поэтому перед педагогом определяются задачи по вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс, повышению педагогической культуры родителей по вопросам воспитания и развития детей, психолого-педагогическое просвещение родителей и т.д.

На самом деле путей эффективного сотрудничества семей и образовательной организации сейчас достаточное количество. Важным аспектом в данном вопросе является истинная заинтересованность педагога в установлении доброжелательных и плодотворных отношений в вопросах воспитания детей.

На начальном этапе взаимодействия образовательной организации с семьями воспитанников можно использовать такой метод, как анкетирование родителей. Анкетирование позволяет педагогам узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, трудности в воспитании и т.д. То есть анкета – это быстрый и удобный способ получить информацию о важных вопросах, которые в будущем помогут педагогам в процессе адаптации детей и далее к подготовке к школе. Кроме этого, одной из форм эффективного сотрудничества служит так называемая «книга отзывов и предложений». Это тетрадь, в которую родители могут записывать интересующие их вопросы и получать обратную связь от педагогов и специалистов детского сада.

В любой дошкольной организации, как правило, в начале года проводится педагогический совет, где обсуждается годовой план работы. Затем педагоги информируют родителей о задачах в воспитании путём оформления информации в родительских уголках и стендах, проведения бесед, родительских собраний и т.д.

Работая в детском саду, я понимаю, что посещение группы начинается с приёмной, поэтому здесь в основном и размещается вся необходимая информация для родителей. В данном случае я прибегаю к наглядно-информационной форме работы путём размещения информации о возрастных особенностях детей, о мероприятиях, проводимых в ДОУ, о режиме дня, расписании занятий, об антропометрических данных детей и др. Кроме этого, в приёмной размещаю фотографии детей, организую выставки творческих поделок, что показывает родителям разнообразную, интересную и плодотворную жизнь детей в детском саду. Также к наглядно-информационному методу можно отнести так называемые папки-передвижки, буклеты, листовки. Здесь педагогу нужно заранее продумать тему и оформление данных наглядных пособий, учитывая интересы и актуальность для родителей. В приёмной своей группы я также организовала читательский уголок для родителей и детей, который носит консультативно-познавательный характер. Здесь я разместила литературу современных и классических авторов по вопросам воспитания детей, а также книги для чтения родителями детям. Здесь каждый может взять понравившуюся книгу домой и, прочитав, вернуть её. Организованный мной читательский уголок пользуется большой популярностью среди родителей.

Кроме общепринятых форм работы с родителями, эффективными являются нетрадиционные формы взаимодействия с семьями, например, мастер-классы. Тематика мастер-классов может быть разнообразной, основанной на интересах родителей и детей. Данные мероприятия положительно сказываются на обогащении знаний детей и родителей, на их эмоциональном состоянии.

 

Одним из направлений взаимодействия семьи и детского сада может быть вовлечение родителей в разнообразную деятельность вне стен образовательной организации: совместное посещение выставок, музеев, театров, экскурсий выходного дня и т.д.

Участие родителей в совместных праздниках, досуговых мероприятиях, развлечениях также является одной из эффективных форм сотрудничества с семьями.

Сейчас разрабатываются новые формы взаимодействия с семьями воспитанников. Одной из таких форм является газета. Газета – это способ психолого-педагогического просвещения семьи. С 2016 года в нашем ДОУ выпускается газета «Вести из Малышки», на страницах которой освещается вся жизнь детского сада. Педагоги делятся опытом работы, рассказывают об интересных мероприятиях, проведенных в саду, дают советы родителям.

Наша современная жизнь сложилась таким образом, что все мы столкнулись с такой проблемой, как коронавирус, и многие находились определённое время дома на карантине, в замкнутом пространстве с близкими. Для многих это был первый опыт. В такой ситуации можно было спрогнозировать появление проблем во внутрисемейных межличностных отношениях. Поэтому мы, педагоги, находили способы взаимодействия с семьями своих воспитанников путём проведения онлайн-консультаций: «Чем заняться дома с ребёнком», «Проведём время с пользой», «Игры для детей дома», «Чистота – залог здоровья».

Я, как заинтересованный педагог, нахожусь в постоянном поиске новых действенных форм сотрудничества с семьями своих воспитанников и считаю, что инициаторами в установлении партнёрских отношений всё же в первую очередь должны выступать педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а, следовательно, понимают, что её успешность зависит от того, насколько тесно взаимодействуют детский сад и семья.

Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни группы и детского сада важно не потому, что так хочет педагог, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса (педагоги, дети и родители) становятся большим и сплочённым коллективом.

Количество просмотров: 6679  

Добавить комментарий

Target Image
1. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
2. Я – будущий защитник Отечества: воспитание гражданственности и патриотизма в проектной деятельности
3. Сотрудничество семьи с образовательной организацией в условиях пандемии
4. Коллективное творчество с детьми младшего дошкольного возраста
5. Использование дидактического материала и оборудования в процессе развития звукового восприятия у детей дошкольного возраста
6. Роль народного творчества в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
7. Социальная адаптация, личностная самореализация дошкольников в процессе организации волонтерских поисково-исследовательских объединений краеведческой направленности
8. Шаг за шагом в мультимир
9. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
10. Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи
11. Роль педагога-психолога в организации сотрудничества ДОУ с семьёй
12. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
13. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
14. Семья и детский сад: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
15. Социальное партнерство семьи и образовательной организации
16. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
17. Технология взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы