Стимуляция речи дошкольников в процессе развития двигательной активности

 
 

Никитина Наталья Борисовна,

кандидат педагогических наук,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МКДОУ детский сад № 402 г. Новосибирска

 
 
 

Пустохина Екатерина Федоровна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МКДОУ – детский сад «Золотая рыбка» Новосибирской области

 

Стимуляция речи дошкольников в процессе развития двигательной активности

Работа специалистов в системе дошкольного образования требует усовершенствования и внедрения новых форм воздействия на все сферы развития детей. Увеличение количества детей со статусом ОВЗ требует разработки новых технологий коррекционно-развивающего воздействия.

Речевой дизонтогенез является наиболее распространенным отклонением в развитии детей по анализу дизонтогенетических проявлений у дошкольников. Различные отклонения в речевом развитии становятся причиной проблем в общении и, как следствие, в обучении детей.

Изучение речевой функции, результаты которого освещены в работах Л. И. Беляковой, 1985; М. А. Бреславец, 1995; JI. С. Волковой, А. Р. Лурии, 2000 и др. показывает, что моторная реализация речевого акта зависит от функционального состояния речедвигательного анализатора, которое определяет характер речевых артикуляций. В свою очередь развитие речедвигательного анализатора связано с организацией центральных механизмов двигательных функций организма. Следовательно, существует прямая взаимосвязь моторной деятельности и развития речевой функции, что позволяет использовать сохранную функцию для коррекции нарушенной функции.

Еще одним важным фактором формирования активной речи является развитие способности слушать речь взрослого, умение выполнять заданные инструкции. Умение отвечать на вопросы, взаимодействовать со сверстниками в процессе деятельности. Что можно организовать в процессе выполнения различных упражнений и игр.

Т. Г. Визель объясняет речевые нарушения с точки зрения нейропсихологии следующим образом: основным условием приобретения ранней речи – это связь области внешних стимулов (звуки, зрительные образы) с той областью, которая перерабатывает их в речь (область речевого механизма). Для этого между областями мозга существуют проводники (белые волокна). Если все функционирует правильно, то формируются речевые навыки. Если же проводящие пути повреждены, то речь не приобретается, если частично – нарушения речи менее грубые.

Таким образом, запускается речевой механизм. Данный алгоритм осуществим под воздействием логопедической, нейропсихологической коррекции и медицинского сопровождения. Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единого функционирования системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для развития интеллектуального развития необходимо введение кинезиологических упражнений, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечить систематизированную работу полушарий мозга. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

После проведения диагностики разрабатывается коррекционно-развивающая программа, включающая двигательные, дыхательные, когнитивные упражнения. Такие упражнения позволяют стимулировать развитие различных структур головного мозга ребенка.

Методологической основой программы является метод замещающего онтогенеза, фундаментальная нейропсихологическая технология преодоления негативных факторов развития ребенка и наращивание его способностей. С помощью специальных блоков упражнений «замещаются», реконструируются те отрезки развития ребенка, которые он не прошел по тем или иным причинам. А затем запускаются все необходимые линии развития.

Базовая программа «Мой мозг может все» (А. В. Семенович)

Имеет смысл составить план занятий на каждый этап. Все три блока должны реализовываться параллельно. В структуре программы приведен перечень примерных игр и упражнений.

1 этап (1-6 недели занятий)

1. Подпрограмма МЗО «Нейросоматический каркас. Разминка и подвижные игры на внимание». 

1. Разминка (Упражнения в медленном темпе по 5 раз)

*растяжки «Вверх», пальчиковая гимнастика «Ножницы», артикуляторная гимнастика «Улыбка-хобот», подвижные игры «Стоп-упражнения», «Условные сигналы».

2. Подпрограмма «Психомотрная координация»

Упражнения меняются каждую неделю (2-3 раза в неделю)

1. Дыхательные упражнения «Воздушный шарик»

2. Растяжки «Бревнышко»

3. Общий двигательный репертуар «Зоопарк»

4. Глазодвигательный репертуар «Догонялки руками»

5. Игры с мячом

3. Подпрограмма «Когнитивные способности»

1. Схема тела и разнообразные ощущения «Угадай часть тела и запомни ее название»

2. Кинетические процессы «Нанизывание бус»

3. Зрительное восприятие и пространственные представления «Рисование предлогов», «Чего не хватает?»

4. Слуховое восприятие «Большие уши»

5. Речевые процессы «Катание мяча с называнием»

6. Интеллектуальные процессы «Закончи предложения»

2 этап (7-11 недели занятий)

1. Разминка

*растяжки «Репка», пальчиковая гимнастика «Зайчик», «Коза», «Телефон», артикуляторная гимнастика «Вкусное варенье», подвижные игры «Бег по кругу».

2. Психомоторные координации

1. Дыхательные упражнения «Воздушный шарик»

2. Растяжки «К солнцу»

3. Общий двигательный репертуар «Ползание на четвереньках»

4. Глазодвигательный репертуар «Глаза+руки+язык»

5. Игры с мячом «Кидаем и ловим»

3. «Когнитивные способности»

1. Схема тела и разнообразные ощущения «Ожившая статуя»

2. Кинетические процессы «Лестница»

3. Зрительное восприятие и пространственные представления «Необычное животное»

4. Слуховое восприятие «Ритм»

5. Речевые процессы «Все наоборот»

6. Интеллектуальные процессы «Назови причину и следствие»

3 этап (12-18 недели занятий)

1. «Разминка»

*растяжки «Крылья птицы», пальчиковая гимнастика «Щелчки», артикуляторная гимнастика «Почистим зубки», «Лошадка», подвижные игры «Два сигнала».

2. «Психомоторные координации»

1. Дыхательные упражнения «Воздушный шарик»

2. Растяжки «Травинка на ветру»

3. Общий двигательный репертуар «Приставной шаг»

4. Глазодвигательный репертуар «Крестики»

5. Игры с мячом

3. «Когнитивные способности»

1. Схема тела и разнообразные ощущения «Ожившая статуя», «Волшебный мешочек»

2. Кинетические процессы «Лестница»

3. Зрительное восприятие и пространственные представления «Рисование предлогов», «Найди букву»

4. Слуховое восприятие «Ритм – ответ»

5. Речевые процессы «Все наоборот», «Подбери рифму»

6. Интеллектуальные процессы «Уберем лишнее»

Наиболее эффективна нейрокоррекция для детей в возрасте от 3 до 12 лет, когда мозговые структуры находятся на стадии формирования. Важен эмоциональный компонент, дети любят двигаться, соревноваться, повторять различные движения, что положительно сказывается на результативности в процессе коррекционно-развивающей деятельности. 

Список литературы:

1. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. – СПб: Питер, 2008.

2. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – 5 издание – М., Генезис, 2013.

3. Семенович А.В. В лабиринтах развивающегося мозга: шифры и коды нейропсихологии. – М., Генезис, 2010.

Количество просмотров: 2828  

Добавить комментарий

Target Image
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы