Методические рекомендации «Применение гимнастических блоков на занятиях партерной гимнастикой»

 
 

Сиротина Марина Ивановна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Пашинский» г. Новосибирска

 

Методические рекомендации «Применение гимнастических блоков на занятиях партерной гимнастикой»

Для продуктивных занятий хореографическим искусством учащимся необходимо быть в хорошей физической форме. Опорно-двигательный аппарат ребёнка должен обладать высоким уровнем прочности, чтобы мышечная и костно-суставная система смогли обеспечивать связь отдельных частей тела между собой. Только в таком случае тело ребенка будет гибким и выразительным в движении. Задачи развития физических данных, формирования прочности опорно-двигательного аппарата решаю с помощью занятий партерной гимнастикой.

Партерная гимнастика включает в себя многообразие физических упражнений и способов их выполнения, с помощью которых можно развивать и укреплять физические данные ребёнка, формировать у него основные двигательные качества и способности, такие как выносливость, настойчивость, быстрота и ловкость. Упражнения партерной гимнастики могут быть комбинированными, статическими и динамическими, а также активными и пассивными.

Уникальность этих упражнений – отсутствие компрессионной нагрузки на суставы и позвоночник. Все упражнения партерной гимнастики выполняются на полу в различных положениях: сидя, лёжа на боку, на спине и на животе. Это позволяет избежать вертикальной нагрузки на суставы и позвоночник. Физические нагрузки именно в таком положении будут заставлять работать ту или иную группы мышц без компрессии, способствуя точному выполнению движений.

Если партерную гимнастику проводить с предметом, то это не только вызывает у детей большой интерес к занятиям, но и оказывает значительное влияние на освоение движений. В таком случае учащиеся активно включаются в процесс, у них появляется дополнительная цель, связанная с работой предмета. Это позволяет не терять интенсивности выполнения упражнений, увеличивать количество повторов, помогает учащимся отвлечься от физической усталости, что способствует эффективному укреплению различных групп мышц.

В данной работе рекомендованы упражнения с гимнастическими блоками. Гимнастический блок – это вспомогательное приспособление для занятий партерной гимнастикой. Представляет он из себя устойчивый легкий параллелепипед с шестью гранями. Как правило, гимнастический блок имеет стандартные размеры: длину 21-23 см, ширину – 11-12 см и высоту 6-7 см.

Гимнастические блоки подходят для занятий с детьми как дошкольного возраста, поскольку координация движений у таких детей ещё развита слабо, так и старшего школьного возраста, для совершенствования гибкости и развития подвижности суставов. Блоки делают растяжку более щадящей, а главное доступной. Все упражнения с гимнастическими блоками позволяют уменьшить статическую и динамическую нагрузку на стопу и позвоночник, а также укрепить суставы и мышечную память.

Данные методические рекомендации разработаны для педагогов дополнительного образования хореографических коллективов с целью передачи опыта по развитию физических данных обучающихся посредством использования комплекса упражнений партерной гимнастики с применением гимнастических блоков.

Основные задачи применения упражнений с гимнастическими блоками:

– укрепить и развить силу мышц и гибкость тела, эластичность суставов и связок, координацию работы опорно-двигательного аппарата учащихся;

– сформировать у учащихся основные двигательные качества и способности, такие как выносливость, настойчивость, быстрота и ловкость;

– научить выполнять двигательные действия с предметом с различными заданными параметрами (степень напряжения, амплитуда, ритм, темп);

– развивать познавательные процессы (внимание, восприятие, мышечная память, воображение, мышление);

– способствовать формированию мотивации к занятиям хореографическим искусством.

Содержание методических рекомендаций

Партерная гимнастика с гимнастическими блоками эффективна с самых первых шагов детей в мир хореографии. В результате систематических занятий и специально подобранных упражнений у детей исчезают комплексы переживаний, связанные с физическим несовершенством своего тела, дети становятся более гибкие, появляется подвижность в суставах, формируется красивая осанка. Таким образом, ребенок учится управлять своим телом, готовит себя к освоению более сложных движений на занятиях по хореографии, тем самым укрепляя своё здоровье.

Очень важно в самом начале занятий провести комплекс упражнений, призванный разогреть все мышцы и включить в активную работу суставы, позвоночник и связки. Цель разминки – разогреть мышцы, поднять температуру тела, увеличить эластичность связок и сухожилий. Только после полноценной разминки можно переходить к комплексу упражнений с гимнастическими блоками, в противном случае можно легко получить травму.

Рекомендации:

1. Время проведения занятий партерной гимнастикой – 30-45 минут, 1-2 раза в неделю.

2. Занятия проводятся в чистом проветриваемом помещении.

3. Учащиеся занимаются на ковриках, без обуви (в носках).

4. Важно определить объём и содержание упражнений, которые будут выполнять учащиеся.

5. Комплекс упражнений зависит от того, какую группу мышц вам необходимо проработать.

6. Упражнения должны быть доступны (соответствовать возрасту, физической подготовке учащихся).

7. Строго следует придерживаться принципа обучения – от простого к сложному.

8. Нагрузка меняется с учетом интенсивности мышечных усилий, с которыми выполняются упражнения.

9. Применять упражнения следует в одинаковом объеме для правой и левой руки, что ограничит двигательную функциональную асимметрию и повысит возможности обеих рук.

10. Все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабления мышц.

11. Позвоночник должен растягиваться в различных направлениях, чтобы не стать скованным.

12. Растягивание должно быть не резким, без лишнего усилия, не приносящим беспокойства и неприятных ощущений.

13. При выполнении упражнений необходимо многократное повторение (не менее 8 раз), при этом задание должно предусматривать возвращение в исходное положение.

14. Материал музыкального сопровождения должен быть выразительным, ритмически разнообразным, побуждающим к действиям в определенном характере.

Комплекс упражнений с гимнастическими блоками

1. Наклоны для растяжки двуглавой бедренной мышцы и спины

1.1. Из исходного положения, стоя, учащийся выполняет наклон на прямых ногах, не сгибая колен, до гимнастических блоков, постепенно сокращая интервал.

1.2. Продолжает выполнять упражнение, пока не достанет ладонями пол.

1.3. Следим за тем, чтоб ребенок не запрокидывал голову, шея должна быть расслаблена.

В наклоне выполняет покачивания к полу или к блоку 20 секунд.

 

2. Усиленные наклоны со взглядом «за себя»

2.1. Исходное положение: ноги шире плеч, стопы направлены вперед.

2.2. Учащийся опускается локтями к блоку, с каждым разом уменьшая расстояние до пола.

2.3. Ребёнок должен стремиться достать локтями пол на прямых ногах, с ровной спиной.

Выполнять необходимо упражнение пружинисто в наклоне 20 секунд.

3. Растяжка всей поверхности спины

3.1. Из исходного положения, стоя, учащийся располагает блок горизонтально перед собой, опираясь на него рукой. Чем меньше расстояние между ногами, тем сложнее выполнить упражнение.

3.2. Вторую руку необходимо отвести за плечо, выворачивая и растягивая спину в сторону.

3.3. Следить за тем, чтоб ребёнок стремился раскрыть плечи как можно шире и отвести руку дальше за себя, не поднимая корпус тела.

3.4. Важно, чтобы не было прогиба в пояснице, спина ровная.

3.5. Растягиваем каждую сторону по 20 секунд.

4. Удержание для баланса

4.1. Из положения, стоя, учащийся размещает перед собой блок вертикально, опирается на него рукой, (он служит помощником в удержании баланса).

4.2. Опорная нога прямая, ровная.

4.3. Вторую обхватывает рукой той же стороны и отводит ногу вверх.

4.4. Всё это повторяет и второй ногой.

4.5. Необходимо удерживать положение, с вытянутой ногой по 20 секунд.

5. Растяжка поясничной области и шеи (используется два блока для опоры рук по бокам от корпуса тела)

5.1. Из положения «полушпагат», учащийся отводит за спину ногу на колено, стопа тянется к голове.

5.2. Необходимо сделать прогиб в спине назад.

5.3. Учащийся должен держать руки прямыми, делая упор в блоки и усиливая прогиб.

5.4. В таком положении тянется 10 секунд, затем идет смена ноги.

6. Упражнения для растяжки четырехглавой мышцы бедра (используется два блока для опоры рук по бокам от корпуса тела

6.1. Учащийся делает глубокий выпад вперед.

6.2. Выполняет пружинистые движения, не сгибая колена вытянутой ноги.

6.3. Спина должна быть прямая.

6.4. Выполняется упражнение 20 секунд.

6.5. Затем учащийся опускает колено к полу и усиливает вытяжение ног, пружиня еще 20 секунд, и меняет ноги.

7. Освоение продольного шпагата (используется два блока для опоры рук по бокам от корпуса тела)

7.1. Опираясь руками о блоки по бокам от корпуса тела, учащийся плавно выходит в продольный шпагат, стремясь выпрямить спину.

7.2. Упор идет на гимнастические блоки.   

7.3. Необходимо совершить пружинистые покачивания к полу 10 секунд.

7.4. Далее, учащийся растягивается на полноценный шпагат.

7.5. Выполняет растяжку по 20 секунд на каждую ногу.

8. Растяжка на поперечный шпагат с опорой рук на блоки

8.1. Гимнастические блоки используются для опоры на них руками перед собой.

8.2. Учащемуся необходимо стараться сесть на поперечный шпагат, выравнивая спину.

8.3. Выполнять необходимо пружинистые покачивания к полу 20 секунд.

9. Растяжка в поперечный шпагат с опорой корпуса тела на блоки.

9.1. Учащийся размещает гимнастические блоки в области живота, руки согнуты в локтях.

9.2. Стремясь выполнить поперечный шпагат, учащийся направляет таз ниже к полу.

9.3. Выполняются пружинистые движения к полу 20 секунд.

10. Упражнения для растяжки приводящих мышц бедра

10.1. Исходное положение: голеностопы на гимнастических блоках.

10.2. Учащийся отводит голеностопы от себя, совершая пружинистые наклоны 20 секунд.

10.3. Следим за тем, чтобы голеностоп у ребенка был размещен на блоке и не провисал. Для этого можно задействовать два блока рядом.

10.4. Затем учащемуся необходимо выровнять спину, стремясь опустить колени как можно ниже к полу.

10.5. Рекомендуется выполнять упражнение еще 20 секунд.

11. Растяжение двуглавой и подколенной мышцы бедра

11.1. Из положения, сидя на полу, учащийся располагает блок перед собой.

11.2. Колено одной ноги отводит в сгибе в сторону, вторую располагает спереди на блоке, не сгибая колено.

11.3. Растягивает ногу 20 секунд, затем меняет ногу.

11.4. Далее, учащийся располагает две ноги на блок и растягивается еще 20 секунд.

 

12. Усложненный продольный шпагат

12.1. Учащийся садится на продольный шпагат, расположив голени на гимнастический блок.

12.2. Учащийся выполняет динамические покачивания к полу, усиливая вытяжение 30 секунд. Спина должна быть прямая.

12.3. Важно, чтоб учащийся удерживался в максимальном натяжении 40 секунд.

12.4. Необходимо повторить упражнение с другой ноги. 

13. Усложненный поперечный шпагат

13.1. Учащийся, располагая голеностопы на гимнастических блоках, садится на поперечный шпагат.

13.2. Необходимо выполнять динамические движения с опорой на прямые руки 30 секунд.

13.3. Затем ребёнок удерживается в таком положении, с опорой на руки, на 40 секунд.

14. Упражнение «складочка», для растяжения подколенной мышцы бедра

14.1. Учащийся из положения, сидя на полу, удерживает блок прямыми руками над головой.

14.2. Ноги вытянуты вперед, стопы натянуты.

14.3. Учащийся выполняет наклоны вперед к ногам, стараясь положить блок за сокращенные стопы.

14.4. Ребёнок повторяет упражнения 8 раз, затем фиксирует наклон, еще на 20 сек.

 

15. Упражнение на укрепление мышц пресса

15.1. Из положения, сидя на полу, учащийся кладёт блок на голеностоп и удерживает баланс тела.

15.2. Вытягивает ноги и руки вперед одновременно, ноги должны быть на высоте от пола 45 градусов.

15.3. Следим за тем, чтобы блок не упал. Стопы натянуты, спина прямая.

15.4. Ребёнок повторяет упражнение 8 раз, далее фиксирует положение вытянутых ног и рук.

15.5. Задерживается в таком положении на 30 сек.

16. Упражнение для баланса и для силы мышц спины, и поза «лодочка»

16.1. Учащийся садится на блок.

16.2. Вытягивает вперед ноги на 45 градусов.

16.3. Руки в стороны.

16.4. Фиксирует такое положение на 30 сек.

17. Упражнение на гибкость и силы мышц спины  

17.1. Учащийся ложится на живот, прямые руки вытягивает вперед с блоком.

17.2. Выполняет подъем корпуса вперёд, удерживая прямые руки над головой.

17.3. Выполняет это упражнение 8 раз, затем фиксирует положение «наверху» и удерживает позу 10-20 сек.

18. Работа в паре, упражнения на закачку мышц спины и гибкость позвоночника

18.1. Первый учащийся ложится на живот, прямые руки вытягивает вперед с блоком.

18.2. Второй учащийся садиться на ноги первому.

18.3. Первый тянется наверх и старается передать гимнастический блок второму.

18.4. Когда блок в руках у второго учащегося, первый опускается в исходное положение.

18.5. Упражнение повторяется несколько раз, затем учащиеся меняются местами.

19. Упражнение на укрепление пресса и силу мышц ног

19.1. Исходное положение, лёжа на спине, руки вытянуты вдоль корпуса.

19.2. Учащийся удерживает гимнастический блок стопами, затем переносит блок наверх и опускает его за головой

19.3. Ноги возвращает в исходное положение без блока.

19.4. Далее, учащийся переносит ноги за голову, подхватывает блок стопами и возвращается в исходное положение с блоком.

20. Упражнения на мышцы пресса, силу и выносливость через стойку на лопатках

20.1. Исходное положение, лёжа на спине, ноги подняты на 90 градусов, стопы удерживаю гимнастический блок.

20.2. Учащийся становится в позу «стойка на лопатках», руки лежат на полу.

20.3. Энергично поднимает и опускает прямые ноги наверх, удерживая блок в ногах.

 

В работе представлены фотографии учащихся образцовой хореографической студии «Юнона».

Выводы

На протяжении всего периода обучения хореографией необходима полноценная подготовка самых разнообразных гимнастических навыков, предполагающих высокую степень гибкости тела, умение управлять своими движениями в заданном темпе и ритме.

Выше представленные методические рекомендации свидетельствуют о том, что многообразие упражнений в партерной гимнастике с применением гимнастических блоков будут способствовать формированию здоровых и физически подготовленных учащихся.

Применяя данные рекомендации и упражнения в своей практике, педагоги хореографических коллективов смогут повысить уровень физической подготовки своих воспитанников. Все перечисленные упражнения важны для формирования осанки, укрепления мышц, формирования опорно-двигательного аппарата, для развития отдельных двигательных качеств и способностей: силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости.

Положительное влияние выполняемые упражнения оказывают на развитие психики, внимания, сообразительности, на развитие музыкальных качеств. Ребенок приобретает определенные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем.

Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение к занятиям, улыбка, радость делают занятия особенно эффективными.

Список используемой литературы:

1. Барташевич Ю.В. Общеразвивающие упражнения с предметами / Барановичи: РИО БарГУ, 2010.

2. Борщенко И.А. Партерная гимнастика для позвоночника / Метафора, 2013.

3. Журавин М.Л., Загрядская О.В., Казакевич Н.В. и др. Гимнастика: Учебник для студентов -2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. Карпенко Л.А. Теория и методика обучения упражнениям с предметами в гимнастике: Учебно-методическое пособие / под ред. проф. Белгород, 2011.

5. Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе. – М: Терра-Спорт, 2001.

6. Нагайцева Л.Г. Балетная гимнастика: учебное пособие для преподавателей хореографических отделений детских школ искусств. – Краснодар, 2004.

7. Николаева Е. С. Методика подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике к выполнению упражнений с предметами: материалы. – Белгород, 2007.

8. Синица В. Б. Ритмика с предметами: Методические рекомендации. – Донецк, ГУК «РДНТК», 2019.

9. Смирнова Л.А. Общеразвивающие гимнастические упражнения Методика обучения: Учебное пособие. – Мн.: Бел, 1998.

Количество просмотров: 9430  

Добавить комментарий

Target Image
1. Концерты для родителей как форма продуктивного взаимодействия
2. Важные аспекты подготовки и проведения интеллектуального конкурса для дошкольников «Хочу всё знать!»
3. Методические рекомендации «Применение гимнастических блоков на занятиях партерной гимнастикой»
4. Концертируем вместе (из опыта организации проекта «Городской фестиваль семейного музицирования «Музыка в кругу семьи»)
5. 10 лет модельной студии «Все звезды»: от взаимодействия с семьей до сотворчества и взаимопонимания
6. Формирование семейных ценностей через взаимодействие с семьей в рамках реализации социального проекта «Семейный альбом»
7. Особенности музыкального воспитания обучающихся дошкольного возраста через проектную деятельность
8. Проектная деятельность в учреждении дополнительного образования как одна из эффективных форм сотрудничества с семьей
9. Развитие исследовательских компетенций учащихся на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств
10. Неделя безопасности как форма профилактической работы в центре «Точка роста»
11. Возможности взаимодействия общего и дополнительного образования в современных условиях
12. Воспитательный потенциал со-бытийных традиций ШРТК «Терем»
13. Вовлечение через увлечение: от ребенка к родителю
14. Патриотизм – он не на словах, он в наших делах
15. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
16. Данс фитнес как средство обновления содержания и технологий физкультурно-спортивной направленности ДОД
17. Ментальная арифметика – партнерская программа
18. Индивидуальная образовательная траектория и возможности её реализации в процессе дополнительного образования детей
19. Организация педагогического взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся «Центра дополнительного образования «Лад»
20. Проблема взаимодействия «родитель-учреждение образования» в современных условиях

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы