Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста

 
 

Боровская Виктория Валерьевна,

учитель географии

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 
 
 

Воложанинова Виктория Андреевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста

Изучение восприятия с давних времен являлось предметом многочисленных исследований как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Восприятие рассматривается как ведущий познавательный процесс. Он выступает первичной ступенью познания человеком окружающей действительности и лежит в основе всех других психических процессов. Ребенок каждый день сталкивается с многообразием форм, красок, свойств предметов. От того, насколько качественно и полно он воспринимает окружающий мир, зависит правильное представление о действительности, способствующее накоплению новых знаний, быстрому освоению новых видов деятельности, адаптации в новой обстановке, высокому уровню активности, успешному психическому и физическому развитию. Умственное развитие невозможно без опоры на восприятие.

Детям с ограниченными возможностями здоровья нужно гораздо более длительное время, чем нормально развивающимся сверстникам для того, чтобы узнать знакомый объект. У детей с нарушением слуха формирование целостного образа без специального коррекционного воздействия задерживается либо не происходит, что в свою очередь замедляет развитие многих навыков. Для оценки восприятия могут быть использованы следующие методики: «Путаница», «Что такое?», «Узнай предметы и назови их». В ходе выполнения заданий дошкольники могут часто отвлекаться, поэтому со стороны педагога, проводящего изучение восприятия, требуется постоянный контроль, необходимо повторение инструкции. Несмотря на помощь, дети часто выполняют задания на низком уровне.

Результаты представленных методик могут подтвердить теоретические данные о том, что у детей с нарушением слуха отмечаются недостатки в развитии целостного восприятия и сформированности качества осмысленности. Можно сделать вывод, что развивающая работа с использованием игровых методов окажется эффективной, если проводить ее на полисенсорной основе с опорой на все доступные ребенку каналы передачи сенсорного опыта.

Для развития осмысленности целого восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста необходимо создать программу. В основу рекомендуем взять научные положения Л.С. Выготского, в игровой форме использовать приемы обучающего эксперимента А.В. Запорожца, идеи А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой. Для развития каждого вида восприятия необходимо разработать систему дидактических игр, коррекционно-развивающих упражнений. В начале можно использовать игры с реальными предметами, в которых дети под руководством начинают воспринимать свойства предметов. А затем игры с моделями предметов, где ребенок учится манипулировать этими свойствами. Это позволяет ускорить и облегчить условия обследовательских действий и перевести их с уровня осязания на уровень зрительного обследования предметов. Завершающим действием для каждого вида восприятия даются игры на зрительное различение или узнавание свойств предметов.

Предполагаемые игры открывают широкие возможности для развития и коррекции осмысленного восприятия, а также других познавательных процессов внимания, памяти, мышления, воображения. Поскольку в них ребенок не просто выполняет требования взрослого, он активно действует. В играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка. Играя, дети учатся различным приемам зрительного, осязательного, вкусового обследования, помогающим уточнять представления о свойствах и качествах предметов и явлений. Рекомендованная периодичность занятий – 2 раза, продолжительностью 20-30 минут. Занятия можно проводить как в группе, так и индивидуально. С детьми, недостаточно быстро усваивающими предполагаемый материал, задания повторяются. При подборе игр и упражнений учитываются индивидуально-психологические особенности детей. На занятиях используются различные формы работы: как беседы, практические занятия, так и творческая деятельность.

Программа позволит в доступной и интересной форме развивать и корректировать осмысленное восприятие у детей, имеющих нарушение слуха. Предполагается, что в ходе обучения по программе показатели улучшатся по всем параметрам. Систематическая, целенаправленная работа позволит добиться положительных результатов в развитии восприятия у детей.

Список используемой литературы:

1. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: методическое пособие. – 2012.

2. Рыжова Н. А. Наш дом – природа. Программа экологического воспитания дошкольников. – № 5, 2003.

3. Саморукова Г. Г. Как знакомить дошкольников с природой. – 1978.

Количество просмотров: 1356  

Добавить комментарий

Target Image
1. Качество подготовки обучающихся по русскому языку: анализируем результаты
2. Логопедическое развлечение «Осенние месяцы»
3. Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами театрализации для детей второй младшей группы по теме «Длинноухий Заяц»
4. Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации для детей средней группы по теме «Бытовые приборы»
5. День воинской славы России, посвященный 80-летию Сталинградской битвы: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий
6. «Путь Ивана Северьяныча Флягина к праведничеству» (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»): урок литературы в 10 классе
7. Как решить проблемы со спиной у подростков на занятиях по оздоровительному плаванию: вопросы родителей, ответы педагога
8. Нравственно-патриотический проект во второй младшей группе «Моя семья – это маленькое государство»
9. Педагогический проект «Путешествие в разноцветный мир эмоций»
10. Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста
11. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Веселые мыльные пузыри»
12. Проект «Нам водичка – верный друг»
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы