Детское наставничество и шефство как путь формирования условий для конструктивного взаимодействия обучающихся разного возраста

 
 

Вернер Ольга Юрьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ С(К) ШИ № 37 г. Новосибирска

 
 
 

Кретова Христина Борисовна,

учитель по развитию восприятия и воспроизведению устной речи

высшей квалификационной категории

МБОУ С(К) ШИ № 37 г. Новосибирска

 
 
 

Ребгун Марина Васильевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ С(К) ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Детское наставничество и шефство как путь формирования условий для конструктивного взаимодействия обучающихся разного возраста

В системе образования вопросу наставничества и шефства уделяется большое внимание. В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности.

К концу 2024 года (согласно целевым показателям проекта «Образование») не менее 70 % обучающихся общеобразовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества и шефства, что позволит создать условия для формирования активной гражданской позиции у каждого обучающегося, а также достичь цели проекта в части воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Наставничество и шефство среди обучающихся – одна из форм межличностного и межгруппового взаимодействия детей разных возрастов, систематическая и целенаправленная деятельность по передаче опыта, знаний, ценностей и традиций от старших к младшим членам общества. С начала 2021-2023 учебного года нами проводится шефская работа со слабослышащими детьми третьего и пятого классов. Эта деятельность для нас является важной составляющей образовательного процесса, цель которой заключается в формировании условий для конструктивного взаимодействия обучающихся разного возраста в процессе совместной образовательной и досуговой деятельности.

Шефскую работу осуществляет коллективный вожатый, в роли которого выступает 5 класс. Между шефами распределяются поручения в соответствии с определённым направлением:

Шефскую работу осуществляет коллективный вожатый, в роли которого выступает 5 класс. Между шефами распределяются поручения в соответствии с определённым направлением:

1. «Здоровячок», целью которого является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни.

Шефы организовывают игры на переменах. Так как часть ребят живет в интернате, то подшефным четвероклассники помогают привести в порядок прически, одежду. Оказывают помощь в организации быта: учат заправлять постель, аккуратно складывать вещи, содержать в порядке портфель. Опыт взаимодействия второклассников со старшими детьми способствует успешной социализации, овладению культурно-гигиеническими навыками. Ну а старшие школьники, беря на себя руководящую роль, понимают свою значимость, необходимость быть «примерами» для малышей, что поднимает их самооценку.

Они становятся более аккуратными, ответственными. Совместно проведенные «Веселые старты», «Путешествие в Спортландию» показали, что старшие учащиеся помогают младшим работать сплоченно, как единое целое. Дети учатся сотрудничеству, ответственности за каждого члена команды.

2. «Знайки», целью которого является организация интеллектуально познавательной деятельности с учетом возрастных и личностных особенностей воспитанников, для развития интеллектуальных и творческих способностей, мотивации к самосовершенствованию.

Ярким примером такой коллективной работы стал проект «Числа в пословицах, поговорках, загадках». В ходе его реализации каждый второклассник выбрал себе число, подобрал с этим числом пословицы, поговорки, загадки, красочно оформил свою страничку. Значительная роль в выполнении группового проекта отводилась наставникам – четвероклассникам. Они были закреплены за конкретным учеником, помогали собрать необходимую информацию, оформить её.

3. «Трудовичок», целью которого является создание условий для формирования ценностного отношения к труду.

Замечательную коллективную трудовую игру «Почта» провели мы в канун Дня учителя в октябре. Предварительно обучающиеся познакомились с работой почтового отделения, затем определили участки работы, решили, кого и когда будут обслуживать. В почтовом отделении организовали приём писем и открыток, прием телеграмм, прием бандеролей и посылок, доставку корреспонденции. Работа такого почтамта заключает в себе много разных видов деятельности, поэтому появилась отличная возможность объединения старших и младших ребят, руководимых взрослыми. Второклассники были почтальонами, сортировщиками, упаковщиками. Четвероклассники и педагоги-руководители игры помогали неопытным клиентам правильно подписать конверт, посылку, составить телеграмму. Игра проводилась в течение недели. Сотрудники почты за это время обслужили воспитанников детского сада, обучающихся начальных классов и педагогов.

В декабре работала «Фабрика Деда Мороза». И шефы, и подшефные с большим желанием совместно трудились над изготовлением новогодних украшений для классов и подарков друг другу.

По словам Макаренко А.С., воспитывающий труд – «труд-забота» о себе и других, ближних и дальних. Только если труд организован этим особым, «заботливым» образом, если в нем складываются особые, взаимно заинтересованные, сотруднические отношения между работающими, он становится трудом духовно преобразующим.

4. «Сибирячок», целью которого является формирование готовности ребенка к реализации активной жизненной позиции и роли гражданина России через включение в систему ситуаций и действий, способствующих осознанию российской идентичности.

Важным средством воспитания будущего гражданина – патриота является краеведение. Лихачев Д.С. отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививать «духовную оседлость». «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень». Именно поэтому мы особое внимание уделяем краеведению. Наши шефы со своими подопечными читали сказки новосибирского писателя Юрия Михайловича Магалифа, провели экскурсию по городу «Моя Родина – город Новосибирск», посетили школьный музей.

Мы считаем, что детское наставничество и шефство поможет нам в решении таких проблем, как:

– низкая мотивация к учебе и саморазвитию;

– неразвитость коммуникативных навыков;

– недостаточно сформированный уровень ценностных ориентиров.

Среди ожидаемых результатов организации системы наставничества и шефства – улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной, трудовой деятельности, улучшение психологического климата. Таким образом, наставничество – это процесс, который является одной из разновидностей педагогического взаимодействия.

Литература:

1. Вагина И.О. Наставничество: учебное пособие. – М.: Студия АРДИС, 2014. – 692 с.

2. Зевакова Н.С., Акимова Е.М. Сопровождение наставничества и шефства для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам: Методические рекомендации. – С.: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. 60 с.

3. Круглова И.В. Организация наставничества в школе (Электронный ресурс).

4. Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. № 10).

5. Письмо министерства просвещения «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» от 23.01. 2020 года № МР-42/02.

Количество просмотров: 2049  

Добавить комментарий

Target Image
1. Добровольческий отряд как фактор развития и социализации личности
2. Педагогические принципы обучения литературе в разновозрастных группах
3. Роль детских движений и объединений в становлении личности ребёнка и формировании его социальной активности
4. Детское наставничество и шефство как путь формирования условий для конструктивного взаимодействия обучающихся разного возраста
5. Преподавание естественно-научных предметов в условиях обновления содержания образования
6. Формирование метапредметных навыков на уроках географии
7. Технология использования иллюстративного материала на уроках литературы
8. Проектная деятельность учащихся 5-7 классов на уроках музыки и во внеурочной деятельности
9. Как хорошо уметь читать!
10. Развитие творческих способностей обучающихся через организацию работы школьного театрального объединения «Основы театрального искусства и мастерства»
11. Формирование и развитие способностей обучающихся с целью достижения метапредметных результатов через организацию кружковой работы «Юный цветовод»
12. Современные технологии в психологии и образовании
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы