Твои защитники: дети – герои войны в художественных произведениях для детей

 
 

Шабердина Юлия Олеговна,

педагог-библиотекарь

МБОУ СОШ № 8 г. Новосибирска

 

Твои защитники: дети – герои войны в художественных произведениях для детей

Сегодня можно наблюдать у людей равнодушие к судьбе государства, в котором они родились и живут. Необходимо, чтобы дети помнили и хорошо знали о героических подвигах, о жесточайших испытаниях и горчайших судьбах дедов и отцов. Обязательно нужно воспитывать в детях патриотические чувства. И лучше всего эту задачу выполняют книги о войне для детей.

Выбирать нужно самые интересные для них, то есть те произведения, где главные герои близки к ним по возрасту.

Цель: повышение читательской активности.

Задачи:

1. Повышение читательского интереса.

2. Патриотическое воспитание.

3. Духовно-нравственное воспитание.

Приложение. Презентация

Победа в Великой Отечественной войне – героический подвиг народа. Наряду с взрослыми мужчинами и женщинами в войне принимали участие и дети. Маленькие герои внесли не меньший вклад в победу. До войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки. Но в определенный час они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда в нем разгорается любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Много судеб героев-детей отображено в художественных произведениях.

Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана-героя Великой Отечественной войны, написанная в 1949 году Львом Кассилем и Максом Поляновским «Улица младшего сына».

«Не так уж много на свете мальчиков, по имени которых названы целые улицы», – так начинается повесть о Володе Дубинине, мальчике, который вступил в партизанский отряд. Володе Дубинину было 13 лет. Отец Володи ушел на фронт и Володя очень переживал, что его не взяли на фронт вместе с отцом. Однажды он узнал о тайной операции партизан и вызвался им помочь. Партизаны прятались в штольнях заброшенной каменоломни. «Полсотни людей, зажатых в подземных камнях – и пожилые, и совсем еще юные, и дети». Володя выходил на разведку, приносил полезные новости. Немцы узнали о группе партизан и решили залить каменоломню водой. Через лаз Володя и его брат Ваня вылезли на поверхность. Они узнали, что городок освобожден, но штольни заминированы. Володя вызвался помочь саперам в разминировании, но в первый же день подорвался на мине. В честь него была названа одна из улиц в Керчи. Эта история простого мальчишки помогает понять простую вещь – героями не рождаются. Героями становятся.

Книга «Васёк Трубачев и его товарищи» о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чьё мирное детство оборвала война. Повесть писалась с 1947 по 1951 гг. Васёк Трубачёв – рыжий отличник, ученик 4 б класса. После похода отряд Трубачева награждают поездкой в украинское село. Шел июнь 1941 года. В день начала войны, 22 июня, ребята видят над своим лесным походным лагерем самолеты со свастикой. Наступление началось. Девочек вывозят, Митьку арестовывают. За командира остается Васёк. Он собирает сведения о численности врага и орудий, бегает с поручениями. Севка, знавший немецкий язык, помогает ему. Васька попадает к партизанам. Детей отправляют по домам. Только Генка остается в отряде. В родном городе всюду военные, воют сирены. Ребята, скучая без дела, помогают в госпитале. Радуются хорошим новостям с фронта и впечатлены подвигом Зои Космодемьянской.

Повесть учит быть честным, благодарным, жить по совести, защищать Родину, дорожить родными и близкими.

Андрей Платонов умел находить такие слова, которые сразу попадают в сердце и оживают. «Маленький солдат» – простая история о ребенке на войне, которая заставляет сжиматься сердце, потому что детство и война несовместимы.

Сереже Лабкову всего 10 лет, но он уже одет в военную форму. Сережа воюет как взрослый «Его маленькое обветренное лицо, приспособленное и уже привычное к жизни». Сначала он попал на фронт вместе с родителями, ходил в разведку, приносил ценные сведения. Мать хотела отправить его в тыл, но он «уже не мог уйти из армии, характер его втянул в войну». Через некоторое время оба родители погибли. Мальчик остался сиротой и стал сыном полка. «Майор Савельев взял к себе мальчика и стал ему вместо отца и матери, вместо родных».

Решающая роль в детской судьбе принадлежит взрослым. Об этом говорится в повести Валентина Катаева, которая вышла в 1944 году. Называется она «Сын полка». Ваня Солнцев – мальчик 12-ти лет, сирота, которого нашли разведчики в лесу. «Впервые за эти три года Ваня находился среди людей, которых не надо было опасаться». Сержант Егоров приказал отправить Ваню в тыл. Но мальчик дважды сбегал. Однажды его берут с собой на задание в качестве проводника. Ваня хорошо знал местность. Разведчики отправила Ваню вперед. Пока Ваня узнавал дорогу, он параллельно зарисовывал местность на полях букваря. Его обнаружили немцы, схватили и посадили в темный блиндаж. Вскоре появились русские войска и освободили Ваню. Началось наступление немцев. Завязались бои. Капитан написал что-то на листке бумаги и попросил доставить пакет командиру штаба. Когда Ваня возвращался назад, битва уже была закончена. Так командир спас жизнь мальчика. Вскоре по направлению командира Ваню отвезли в суворовское училище.

Во время войны много детей оставалось без родителей. Они прибивались к партизанским отрядам или разведчикам. В повести Феликса Семяновского «Повесть о фронтовом детстве» рассказывается о мальчике Федоре. Осенью 1941 года он должен был пойти в первый класс, однако война распорядилась иначе. После того как мальчик стал сиротой, он попал к разведчикам. Помогал по хозяйству и мечтал пойти с разведгруппой на задание. Когда разведчики снова пошли на дело, Федор решил незаметно прокрасться за ними.

«Я обязательно должен помочь нашим! Я вместе с ними буду! Хватит в тепле отсиживаться. Я тоже пойду за «языком». И никакого разрешения не надо спрашивать…»

В темноте фашисты открыли огонь. Федор понял, что выстрелы направляются в сторону его сослуживцев. Он начал кричать, и гитлеровцы стали стрелять в него. Он остался цел, но чуть не подорвался на мине. Федор вернулся в казарму.

О войне написано много произведений, но эти повести и рассказы особо тревожат душу, поскольку главный герой – ребенок. Прочитав эти произведения, вы пройдете вместе с героями многие испытания и познаете радость подвига во имя победы над врагом. Познакомитесь с замечательными людьми и поймете, что подвиг – это не просто смелость, а великий труд, железная дисциплина и, главное, любовь к Родине.

Литература

1. Бучугина Т. Г. Война и дети: Рассказ А. Платонова «Маленький солдат / Т. Г. Бучугина // Литература в школе. 2003. № 3. с. 34-38.

2. Кассиль Л., Поляновский М. Улица младшего сына / Лев Кассиль. М.: Рипол-Классик, 2017. 624 с.

3. Катаев В. П. Сын полка: повесть / Валентин Катаев; (вступ. Ст. С. Баруздина); худож. И. Гринштейн. М.: Дет. лит., 2013.234 с.: ил. (Школьная библиотека)

4. Осеева В. А. Васёк Трубачев и его товарищи / Валентина Осеева. М.: Эксмо, 2010. 672 с.: ил.

5. Платонов А. Маленький солдат / Андрей Платонов. М.: Феникс, 2020. 285 с.

6. Семяновскй Ф. Повесть о фронтовом детстве / Феликс Семяновский. М.: Litres, 2020.

http://www.rodb-v.ru/Great_Victory

www.gigafox/birth/deti-voiny-v-proizvedeniyah-sovetskih-pisatelei-detskie-knigi-o-voine-knigi

http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/semyanovskij-frontovoe-detstvo

Количество просмотров: 1425  

Добавить комментарий

Target Image
1. Новосибирцы – бывшие узники фашизма: информационно-методические материалы
2. Дорогами Победителей: образовательное событие в форме квеста
3. В помощь учителю истории. Справочный материал к уроку «Начало Великой Отечественной войны»
4. Разработка интегрированного урока «Развитие дыхания у дошкольников»
5. Моделирование базовых элементов на плоскостной композиции в технике пластилинография
6. «Прошлое в настоящем»: просветительское событие
7. «Великая Победа»: интегрированный урок математики и истории
8. Подвигу ленинградцев посвящается: историко-литературная композиция
9. Торжественная линейка, посвященная окончанию начальной школы
10. Урок мужества «Блокада Ленинграда»: сценарий образовательного события, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
11. Сценарий образовательного события «15 улиц Новосибирска, носящих имена героев Великой Отечественной войны»
12. Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и литературе, посвященное битве под Москвой «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»
13. Патриотический час «Женщины нашей Победы» (о женщинах-авиаторах)
14. Сценарий образовательного события «Я помню! Я горжусь!»
15. Сценарий образовательного события «Война. Победа. Память». История одной песни «На безымянной высоте»
16. Игра-путешествие по станциям «Дорогами войны 1941-1945 гг.»
17. Твои защитники: дети – герои войны в художественных произведениях для детей
18. У войны – не женское лицо: литературно-исторический вечер
19. Библиотечный урок у книжной выставки «Тема Великой Отечественной войны в произведениях художественной литературы и изобразительном искусстве»
20. Нам этот бой не забыть никогда: Ржевская битва. Час истории. Посвящается 80-летию освобождения Ржева

Страницы

1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы