Расширение граней партнерства с современной семьёй

 
 

Шаерман Татьяна Викторовна,

заведующий высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 509 г. Новосибирска

 
 
 

Гросс Яна Алексеевна,

педагог-психолог

МБДОУ д/с № 509 г. Новосибирска

 

Расширение граней партнерства с современной семьёй

2024 год объявлен Годом семьи указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875. Семья служит первоисточником формирования картины мира ребенка. Закон «Об образовании в РФ» говорит нам о том, что именно родители являются первыми педагогами ребенка и обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности. Детский сад – это помощник семьи в воспитании и формировании будущего полноценного гражданина страны. Также внедрение ФОП ДО выдвигает следующие главные цели взаимодействия ДОУ с семьями обучающихся:

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

– обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

Поэтому коллектив нашего детского старается найти новые формы сотрудничества с семьей, чтобы сделать родителей не просто пассивными наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса, создать условия атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях. К сожалению, в современном мире не у многих родителей есть время посещать собрания, консультации, тренинги, у всех разный темп жизни и график работы. Некоторые родители просто не испытывают большого желания сотрудничать с детским садом, а кто-то наоборот старается уследить за каждым шагом ребенка, что перерастает в гиперопеку. Наш детский сад апробировал разные формы взаимодействия и выделил наиболее эффективные для различных типов родителей.

Стоит отметить, что перед организацией какого-либо мероприятия по взаимодействию с семьями, проходит анкетирование для изучения потребностей участников. В анкетах родители выражают свои интересы, актуальные вопросы, проблемы, на основе этого определяется дальнейший формат и тема взаимодействия. Мы выделили несколько наиболее эффективных форм:

1. «Дистанционная командная проектная деятельность». Предназначена для родителей, которые работают в плотном графике и чаще всего заняты. Инициатором данной деятельности является педагог или любой специалист ДОУ. Данная форма предполагает создание совместных проектов с использованием дистанционных технологий. Родителю предоставляется возможность выбрать степень участия и удобное для него время в дистанционном формате. Работа в данном направлении происходит в несколько этапов. 1 этап – педагог определяет тему, прописывает необходимые задачи для реализации проекта, затем выкладывает их в онлайн-форму. 2 этап – каждый желающий из родителей выбирает себе задачу и отмечает это в онлайн-форме, в примечании указывает срок, в течение которого он сможет её реализовать. Например, принести атрибуты, организовать экскурсию, выступить в группе для детей с рассказом о своей профессии, оформить книжку, организовать видеоэкскурсию и т. д. 3 этап – непосредственно реализация проекта, проведение мероприятий. 4 этап – представление проекта. На данном этапе согласуется день и формат представления проекта. Это может быть презентация и рассказы детей, викторина, соревнование, занятие по изготовленному пособию и др. Такая форма взаимодействия позволяет включить в образовательную деятельность тех родителей, которые редко посещают общественные мероприятия в ДОУ, а также родителей часто болеющих детей.

2. «Практико-ориентированные родительские собрания». Ежегодный анализ мониторинга в нашем детском саду показал, что родители стали реже посещать родительские собрания. Большинство относятся к ним формально. Мы пришли к выводу, что необходимо менять формат традиционных родительских собраний, так у нас появились «Практико-ориентированные родительские собрания». Это тематические собрания в нетрадиционной форме, где родители являются не просто слушателями, а активными участниками. Такие собрания состоят из нескольких этапов. На первом этапе всегда происходит приветствие и знакомство, проводятся упражнения на сближение и командообразование. На втором этапе ставится проблема, создаются условия для тимбилдинга. Проходит основная практическая часть собрания, содержание которой определяется в зависимости от темы. Заканчивается собрание рефлексивным этапом, где каждый из родителей высказывает свое мнение и затем все приходят к совместному решению.

Например, собрание на тему «Дефицит живого общения в современном мире» проводилось в формате интерактивного путешествия с использованием элементов тимбилдинга и модерации. Мы предложили родителям использовать нашу идею в решении проблем с недостатком общения, малоподвижным образом жизни. Главной задачей собрания стало продумать совместно с родителями реализацию идеи «Поход выходного дня». Выделить плюсы, минусы, эффективность данного направления. Собрание было организовано в 3 этапа:

1. Приветствие, обсуждение проблемы, упражнение на командообразование «Назови соседей». После упражнения родители познакомились друг с другом, вместе посмеялись, стали более раскованные, поднялось настроение. Дальше были продемонстрированы видеоролики интервью детей, по которым родители должны были угадать, чем мы займемся дальше. Родители поняли, что дети говорят о походе. Они стали дополнять детскую речь своими яркими детскими воспоминаниями о том, как ходили в поход, что с собой брали, что готовили на костре и др. Теоретически родители полностью были готовы идти в поход, они точно знали, что для этого нужно, но даже не догадывались, что мы отправимся прямо сейчас. Какого было их удивление и восторг, когда мы показали им оборудование для похода (палатка, дрова, рюкзаки, котелки и т. д.).

2. Для выявления эффективности, положительных и отрицательных сторон нашей идеи мы решили создать родителям ту самую походную атмосферу и предложили отправиться всем в мини-поход на участок. Данная деятельность полностью является элементом тимбилдинга. Так как родители в походе сами распределяли задачи между собой, договаривались, вместе ставили палатку, разжигали костер, пекли блины, пили чай и т. д.

3. Уже в дружественной обстановке, около костра с чашечкой чая и блинчиками, мы решили обсудить «Как мы можем организовывать такие походы для детей». Для обсуждения данного вопроса был использован элемент модерации – метод Уолта Диснея, во время которого родители разделились на три команды: мечтатели, реалисты и критики. Мечтатели высказывали самые невероятные идеи: купить личный автобус для путешествий, поход в горы, полет на воздушном шаре, сплав по горной реке и т. д. Реалисты выбирали те идеи, которые можно воплотить в жизнь: отказаться на время похода от гаджетов, заказ автобусов за пределы области, сезонные дни рождения в походе. Критики подмечали возможные недостатки: в лесу много клещей, большая стоимость транспорта, нехватка времени и т. д.

Такие собрания выходят всегда более продуктивно, чем обычные традиционные. Родители становятся мотивированными и оживленными, начинают чувствовать свою значимость в организации образовательного процесса. Предлагают новые идеи, высказывают свое мнение, и все вопросы решаются в дружественной атмосфере.

3. «Час детства». В ходе анкетирования мы увидели, что большинство родителей не знают, чем занимаются их дети в течение дня в детском саду. Особенно это актуально для родителей, проявляющих гиперопеку. Для решения данной проблемы мы решили дать родителям возможность почувствовать себя в роли детей, побывать на занятиях и мероприятиях, испытать те же эмоции, которые испытывает ребенок в течение дня. Поэтому данная форма и была названа «Час детства». Так, например, организуются занятия на различную тематику от воспитателей и специалистов детского сада (учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, воспитателя по робототехнике). Во время занятий специалисты полностью дублируют какое-либо традиционное занятие, только в роли детей тут выступают родители: активно слушают, выполняют упражнения, играют в игры, занимаются продуктивной деятельностью. Такой формат взаимодействия обеспечивает открытость ДОУ для семьи, позволяет родителям окунуться в детство и увидеть детский сад глазами ребенка. Данный подход способствует снижению тревожности у родителей, в них просыпаются чувства спокойствия и благодарности.

 

4. «Семейный день» – праздник для детей и взрослых, время, когда пространство организации заполнено детьми, открыты станции и научные секции, проводятся игры, мастер-классы, выставки и ярмарки. В основном такие дни организуются для знакомства родителей с какой-либо технологией, которая используется в детском саду. На данное мероприятие родители регистрируются заранее в онлай-форме, т. к. максимальное количество присутствующих для эффективного взаимодействия должно быть не более 30 человек. Родители приглашаются со всего сада. Для создания комфортной дружественной атмосферы в начале мероприятия родители и дети отмечаются и делают себе бейджики, на которых пишут, как к ним обращаться (кто-то предпочитает по имени-отчеству, кто-то просто по имени, а дети иногда придумывают себе необычные прозвища). Затем происходит знакомство участников и погружение в технологию, родители вместе с детьми отправляются в путешествие, делают постройки в зависимости от темы дня. Далее родители делятся на группы и посещают организованные локации (мастер-классы, игры, выставки и др.). Заканчивается мероприятие подведением итогов и обратной связью от родителей.

Например, в нашем детском саду проводилось «Интерактивное путешествие в Якутию». Родители знакомились с технологией интерактивных путешествий по Сибири, которую мы используем в рамках реализации вариативной программы для детей старшего дошкольного возраста. Родители получили возможность погрузиться в детство и вместе с детьми отправиться в путешествие. Мы применяли различные форматы организации. Встреча гостей прошла в формате «Создай себе бейджик», каждому участнику давался кусочек самоклеящейся бумаги, на котором они делали надпись, как к ним должны обращаться другие. Пока шёл сбор гостей, родители с детьми могли фотографироваться в фотозоне, с якутскими атрибутами и хэштегами. Далее знакомство участников прошло в формате «Общий круг», где все расположились на ковре на мягких подушках, шкурах и т. д. Мы поиграли в игру на сближение, представили родителям план программы и рассказали о технологии интерактивных путешествий по Сибири. Для погружения родителей в тему мы посмотрели совместно мультфильм про Якутию. Затем отправились туда на резиновой лодке – элемент тимбилдинга (всем родителям нужно было поместиться в одну небольшую лодку, а дети были волнами и чайками). Для эффективного погружения родителей в технологию мы применили практико-ориентированный формат, участники были разделены для постройки якутского древнего жилища Урасу: дети отправились мастерить из бросового материала, а родители собирали настоящую большую Урасу, «разводили костер», готовили котелки и чан. После того как жилища были построены, мы объединили их в целую якутскую деревню. Дальше дети совместно с родителями должны были добыть рыбу (сделать прорубь, выловить рыбу, сложить в котелки). Затем деятельность была организована в формате локаций. Участники разделились на 4 группы, чтобы смастерить себе сувениры на память.

Было организовано 3 локации: песочная комната (якутские наскальные рисунки), мастер-класс «Якутенок», мастер-класс «Якутская рамка». Так у каждой семьи на память остался якутенок и якутская рамка, в которую было вставлено распечатанное фото рисунка на песке. Закрепили особенности Якутиии в формате «Викторины». Закончился «Семейный день» общим кругом, танцем с бубнами и чаепитием с якутскими пирогами из рыбы, «наловленной участниками». Так за чашечкой чая была организована рефлексия (обратная связь), родители и дети делились впечатлениями. Родители благодарили за возможность принять участие в таком мероприятии и отмечали, что очень здорово было почувствовать себя хотя бы на часок ребенком, что данное мероприятие сближает родителей и детей, а также что данная технология очень полезна для общего развития и воспитания. У детей большее впечатление оставили мастер-классы, понравилось делать якутенка и рисовать на песке, а самое главное понравилось делить это путешествие с родителями.

Данный формат взаимодействия помогает уменьшить барьеры в общении педагогов ДОУ и родителей, создает атмосферу сотрудничества, а также дает возможность семье провести время вместе с пользой.

 

5. «7Я». Семья – это ведь не только мама и папа, но ещё и бабушки, дедушки и другие родственники. К сожалению, большинство мероприятий посещают только мамы воспитанников. Чтобы вовлечь других членов семьи и показать важность каждого, в нашем детском саду проводятся специальные дни -7Я: дни бабушек, мужские дни, день семьи с братьями и сестрами. Например, в день бабушек детей из детского сада по возможности должны забирать бабушки. Также в этот день организуется какое-либо мероприятие: концерт, фольклорные посиделки, выставки рукоделия бабушек и др. Аналогично проходит день мужчин, только в этот день детей забирают папы, дедушки, совершеннолетние братья. В такой день могут организовываться концерт для мужчин, соревнования, акция подними гирю для определения силы и др. Данные дни проходят всегда в особой теплой атмосфере и способствуют проявлению заботы друг о друге, налаживанию близких отношений, родственных связей между всеми членами семьи.

6. «Семейный поход в музей». Еще одна необычная и эффективная форма взаимодействия, которая способствует сохранению общности семьи. Детский сад в рамках сетевого взаимодействия договаривается с музеями об экскурсиях в какой-либо день, далее информация передается родителям. Каждый желающий может посетить музей с ребенком и даже взять с собой братьев, сестер, бабушек или дедушек и др. В такие дни родители могут привести ребенка в детский сад в любое время, после посещения музея. Данный подход особенно актуален в реализации задач, направленных на патриотическое воспитание, способствует расширению кругозора как детей, так и взрослых.

Для оценки эффективности нашей работы всегда предполагается обратная связь. Для получения правдивой и достоверной информации мы проводим ее в разных форматах. Например, «Ящик обратной связи» – это возможность анонимно оставить отзыв или предложение, написав его на листочке и положив в ящик. Также есть возможность выразить свое мнение в анкетах, журнале отзывов и предложений или в конце каждого мероприятия с помощью техники «Смайлик» (зеленый – отлично, все понравилось; желтый – понравилось, но могло было быть лучше, чего-то не хватило; красный – не понравилось).

Такой нестандартный подход к выстраиванию взаимоотношений с семьей показал высокую эффективность. Об этом свидетельствуют результаты и анализ анкетирования по удовлетворенности родителей образовательным процессом, отзывы в социальных сетях, благодарственные письма, а также отсутствие жалоб со стороны родителей. Благодаря разнообразным формам нам удалось полноценно включить родителей в образовательный процесс, создать доброжелательную атмосферу взаимопомощи и стать партнерами.

Количество просмотров: 1835  

Добавить комментарий

Target Image
1. Расширение граней партнерства с современной семьёй
2. Использование развивающей среды мини-музея в коррекционной работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
3. Кукла в жизни ребёнка в условиях ДОУ
4. Развитие социального интеллекта как фактор формирования личности ребёнка
5. Приобщение к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
6. Мотивационная среда как основной компонент в организации исследовательской деятельности воспитанников
7. Система развития мелкой моторики у детей младшего возраста посредством песочного рисования
8. Проектная деятельность по развитию детской самостоятельности и инициативности с применением технологии «Лепбукинг»
9. Воспитание дорожной грамотности у детей дошкольного возраста
10. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
11. Использование игровых макетов в развитии речи дошкольников
12. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду
13. Продуктивное использование современных образовательных технологий для развития логико-математического мышления дошкольников посредством использования логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
14. Что одному не под силу, то легко коллективу: сплочение детско-родительского коллектива посредством совместных игр
15. Исследуя, развиваюсь
16. Современные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся
17. Механизмы реализации системы наставничества в сфере музыкального воспитания: опыт, знания, ресурсы
18. Развивающая предметно-пространственная среда как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей
19. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
20. Использование элементов драматизации для развития связной речи ребенка в работе логопеда

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы