Дети блокадного Ленинграда. Помним!

 
 

Самойло Лилия Николаевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 100 г. Новосибирска

 
 
 

Сальникова Татьяна Васильевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 100 г. Новосибирска

 

Дети блокадного Ленинграда. Помним!

Уйдут блокадники последние,

Кто эстафету передаст?

Пусть молодое поколение

Святую память не предаст!

Н. Вайвод

Исторически сложилось так, что во все времена в Российском государстве любовь к Родине и патриотизм были чертой национального характера. Чувство патриотизма можно привить с опорой на историческую память, сочетающуюся с чувством гордости за историю. Память истории – основа достоинства нации и ее способности к будущетворению.

Есть события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становятся их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Без памяти о Великой Отечествен войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война – это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек.

27 января 1944 года, ровно 80 лет назад, город Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады. 872 дня и ночи советский город непрерывно терзали бомбардировками и артиллерийскими обстрелами, морили голодом и проверяли на прочность непрекращающимися атаками. Но Ленинград выстоял. Он остался непокоренным, непобежденным. Говоря «блокадный Ленинград», мы прежде всего имеем ввиду его жителей, а не только дома и улицы.

Сколько бы ни прошло времени, значение подвига нашего народа, наших земляков в этой войне никогда не уменьшится, и слава героев тех времен тоже не померкнет. Уходят участники тех далеких событий. Все меньше остается ветеранов, которые могут передать свои воспоминания и яркие впечатления. И наша задача, как педагогов, стараться сохранить память о тех героических днях и людях.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Знание истории свой страны – один их основных этапов становления личности ребенка. Зрительное восприятие и участие живого свидетеля тех страшных событий усиливает понимание героического подвига страны.

В детском саду к памятной дате 80-летия снятия полной блокады Ленинграда был разработан сценарий тематического занятия «Дети блокадного Ленинграда. Помним!», из цикла занятий, посвященных ознакомлению дошкольников с историей Великой Отечественной войны. В цикл также входят тематические занятия: «Наше отечество», «Дороги войны», «Дети военных лет», «Бронзовый солдат», «Песни фронтовые», «Славный день Победы». Содержание разработки обеспечивает возможность получения ответов на вопросы: что такое мужество, героизм, отвага народа, значение победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Особенность организации данного мероприятия в том, что оно основано на воспоминаниях реального свидетеля, пережившего страшные события блокады Ленинграда, результатах совместной исследовательской работы детей и родителей: поиск и отбор необходимой информации. На мероприятие приглашена Тимофеева Людмила Павловна, живой свидетель тех страшных событий, блокады Ленинграда.

Организаторы: педагог-психолог Самойло Лилия Николаевна, воспитатели: Сальникова Татьяна Васильевна, Васильева Наталья Юрьевна, Чуркина Лилия Александровна. Участники: воспитанники старших и подготовительных групп ДОУ.

Цель тематического занятия: воспитание чувства гордости за свою Родину, благодарной памяти к ветеранам.

Задачи:

– продолжать знакомить детей с историей Великой Отечественной войны;

– познакомить воспитанников с понятием блокада;

– дать представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады;

– пробудить чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны;

– воспитывать уважение к подвигу героев на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов.

Реализация мероприятия проходила в три этапа:

1 этап:

– исследовательская работа детей и родителей по темам: «Блокада Ленинграда», «Города-герои», «Подвиг ленинградцев», «Дети блокадного Ленинграда», «Блокадный хлеб», «Ветераны»;

– представление результатов исследовательской деятельности в виде альбомов, папки-раскладушки, выставки.

2 этап:

– обобщение собранного материала, разработка сценария открытого занятия;

– приглашение ветерана-ленинградца;

– подбор фильма для совместного просмотра с детьми;

– разучивание стихов, песен;

– приглашение детей подготовительных групп на занятие;

– утверждение окончательного варианта сценария.

3 этап: проведение тематического занятия по заданному сценарию.

Ход мероприятия

1. Занятие начинается под музыку «Седьмой симфонии» Д.Д. Шостаковича.

2. Представление и приветствие ветерана-ленинградца.

3. Просмотр и обсуждение фильма «Детям о детях блокадного Ленинграда».

4. Живой свидетель тех страшных событий, блокады Ленинграда Тимофеева Людмила Павловна, поделилась воспоминаниями о том, что ее семье пришлось пережить, читала стихи, отвечала на вопросы детей.

5. Дети читают стихи и исполняют песню.

6. В завершении мероприятия Людмила Павловна подарила детям книги.

Разработка будет полезна работникам дошкольных образовательных учреждений: старшим воспитателям, методистам, воспитателям. 

27 января в этот памятный день, мы преклоняем колени перед каждым жителем Ленинграда. Перед теми, кто пережил эту страшную блокаду, и перед теми, кто пережить ее не смог. Перед женщинами, детьми, мужчинами и стариками, перед павшими на передовой. Мы преклоняем колени перед всеми, кому довелось пережить ужасы той страшной, бесчеловечной, войны. Мы помним о Вашем подвиге. Помним и не позволим забыть ни своим детям, ни своим внукам.

Список литературы

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: метод. пособие / Н. В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2008. – 252 с.

2. Казаков А.П., Шорыгина Т.А.  Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе. – Гном, 2023. – 48 с.

3. Ковальчук В. М., Чистиков А. И. Ленинград и ленинградцы в годы блокады. – СПб.: Лики России, 2012. – 260 с.

4. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /под. Ред Е. Ю. Александровой. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.

Количество просмотров: 732  

Добавить комментарий

Target Image
1. Образовательный проект «Развитие творческих способностей через работу с текстом на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»
2. Особенности проектной деятельности при работе с дошкольниками, имеющими нарушение слуха
3. Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста по экологии с использованием программируемой игрушки Мататалаб «Берегите природу!»
4. «Небесная геометрия. Создание 3д модели снежинки»
5. Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей раннего и дошкольного возраста
6. Приобщение дошкольников к обычаям и традициям народов родного края
7. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме «Путешествие на лесную поляну»
8. Проект «Как вырастить цветы?»
9. Конспект занятия по познавательному развитию для детей первой младшей группы «Удивительное путешествие»
10. Сценарий конкурса чтецов для детей подготовительной комбинированной группы «До свидания, осень!»
11. Многофункциональное дидактическое пособие «ТриКРИ»
12. Дети блокадного Ленинграда. Помним!
13. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска»
14. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ»
15. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками»
16. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада
17. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам»
18. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр»
19. Дед Мороз желаний
20. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова»

Страницы

1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы