Формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся при обучении иностранному языку

 
 

Горбунова Анна Алексеевна,

учитель английского языка

МБОУ СОШ № 199 г. Новосибирска

 

Формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся при обучении иностранному языку

Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях формирования УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком и саморазвитию. УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик (А.Г. Асмолов).

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностные УУД, познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД. Рассмотрим некоторые задания и формы работы, при которых происходит формирование различных УУД.

Итак, личностные универсальные учебные действия. Они формируют у учащегося нравственную, моральную, ценностно-смысловую и социальную ориентацию, обеспечивают формирование норм внутренней позиции школьника и межличностных отношений.

Задания и формы работы для формирования личностных универсальных учебных действий, которые я использую:

– Вопросы, упражнения и ситуации для парной и групповой работы типа: "Тебе нравится?", "Я предлагаю своему другу", "Я спрашиваю своих друзей", оценка того, что ученик слышит, читает на иностранном языке, что говорит и пишет сам, позволяют ребенку выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей.

– Вопросы в условиях ситуаций, приближенных к естественной деятельности человека, ответы на них, обмен мнениями, выражение своей точки зрения на событие или предмет.

– Проведение физкультминуток на иностранном языке дает учащимся установку на здоровый образ жизни.

Следующая группа – познавательные универсальные учебные действия (умение осуществлять межкультурное общение в говорении, чтении, аудировании, письме; осознание строя изучаемого языка, способности к имитации, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного, к логическому изложению).

Познавательные универсальные учебные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку включают: общеучебные; знаково-символические; логические; постановка и решение проблем.

Для их формирования и развития я использую:

– Задание на информационный поиск.

– Организация деятельности учащихся, связанная с освоением языка и поиском информации посредством Интернет-ресурсов.

– Преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения различных типов.

– Замещение буквы звуком.

– Самостоятельное достраивание выражения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов.

– Самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование).

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции является одной из самых важных целей обучения английскому языку. Поэтому большое внимание я уделяю коммуникативным универсальным учебным действиям (то есть это развитие умений общаться, вести дискуссию, эффективно сотрудничать, используя различные виды речевой деятельности, приобретение знаний о строе языка, его системе, особенностях, сходстве и различии с родным языком, удовлетворение личных познавательных интересов).

Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнеров по общению или деятельности.

Я предлагаю учащимся такие задания:

– составить рассказ-загадку;

– упражнение на логическое заполнение пропусков;

– провести анкетирование по заданной теме;

– заполнение анкет;

– поиск ошибок в письмах и текстах.

Опираясь на зрительное восприятие детей, подобные задания я представляю детям в Power Point для более детального, совместного изучения лексико-грамматического материала, который является основой для развития коммуникативных УУД на уроках английского языка.

Для себя я выделила 2 основных типа использования ИКТ:

– компьютерные презентации;

– использование Интернет-ресурсов.

И, наконец, регулятивные универсальные учебные действия – формирование рациональных навыков овладения иностранным языком, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватному восприятию использования грамматических явлений в речи, развитие функций, связанных с речевой деятельностью: мышлением, памятью, восприятием, воображением).

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности.

Для достижения указанных результатов предлагаю такие задания:

– Задание типа «Напиши письмо (открытку) своему другу (подруге) и отредактируй его (ее)».

– Написание сочинения и его корректировка.

– Выполнение заданий по алгоритму (например, по распределению предложений по 3 колонкам в зависимости от времени употребленного в них глагола).

– Действия по предложенному правилу (плану).

– Контрольные задания, в том числе тестового характера.

Данные задания и упражнения дают возможность сформировать у учащихся целевые установки учебной деятельности и контрольно-оценочную деятельность. Формируемые на уроках УУД закрепляются ребенком во внеучебной и внешкольной деятельности (например: участие в олимпиадах, конференциях, поездки в зарубежные страны), и становятся личным достижением, используемым в повседневной жизни, индивидуальной творческой деятельности.

Формирую УУД через применение следующих технологий: проблемное обучение, информационные и коммуникационные технологии, исследовательская деятельность, технология дискуссий, уровневая дифференциация.

Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка – организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Учитель чётко должен знать: чему учить и как учить. Формированию универсальных учебных действий могут способствовать задания творческого характера. Например:

– Составление кроссвордов, загадок по пройденной лексике.

– «Нарисуй картинку и составь ее описание».

– Придумайте загадку для своих друзей.

– «Нарисуй картинку к прочитанному тексту» и т.д.

Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться».

Для того чтобы уроки английского языка способствовали формированию УУД и соответствовали требованиям ФГОС в своей практике я уделяю большое значение новым, мало исследуемым и нешироко используемым средствам, которые называются «психотехнические игры». Психотехнические игры являются современным продуктивным средством обучения, помогающим заинтересовать учащихся и способствующим лучшему усвоению материала, а также содвигающим учащихся к самостоятельному созданию и использованию речевых англоязычных конструкций.

Могу порекомендовать для использования в обучении любому иностранному языку психотехнические игры типа: «Соноскоп», «Печатная машинка», «Передай мяч», «Описание» и др.

Предлагаю сыграть в одну из игр: Передай мяч.

Упражнение вырабатывает навык комплексного внимания в организации и проведении речевых операций наряду с выполнением физических действий. Можно выполнять и без наличия мяча.

Учитель произносит какое-нибудь слово, начинающее предложение, и передает мяч одному из учеников, который должен произнести следующее слово, связанное по смыслу с первым, и передать мяч дальше для продолжения предложения. Наряду со значимыми, используются также служебные слова.

Образец:

Teacher: I am ...

Pupil 1: ... in the habit of ...

Pupil 2: ... of going ...

Pupil 3: ... to the theatre ...

Pupil 4: ... onSaturdays.

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

При этом ребенок не просто получает знания от учителя, а учится добывать их сам. Он сам планирует, оценивает свою работу, взаимодействует с другими детьми. В условиях такого подхода каждое упражнение можно трансформировать так, что при выполнении упражнения у ребенка будут формироваться универсальные учебные действия (УУД), причем не просто какой-то один вид УУД, а целый комплекс.

Формированию универсальных учебных умений способствуют:

– Реализация деятельностного подхода;

– Развитие умений работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения;

– Широкие возможности контроля и самоконтроля;

– Диалоги этикетного характера;

– Обсуждения ситуаций, требующих морального выбора.

Таким образом, осуществление образовательных, личностных и метапредметных результатов на уроках английского языка позволяет достичь главной цели образования – подготовить личность к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря иноязычному обучению.

Количество просмотров: 11663  

Добавить комментарий

Target Image
1. Воспитание толерантности как социальная и педагогическая проблема
2. Проектная деятельность на уроках английского языка как один из инструментов воспитания социальной толерантности
3. Воспитание толерантности у подростков
4. Воспитание толерантности на уроках внеклассного чтения
5. Воспитание толерантности у детей с нарушенным слухом через творческую деятельность
6. Формирование толерантного отношения у слышащих родителей к своим детям с нарушениями слуха как условие успешной социализации детей
7. Воспитание толерантности у старшеклассников с нарушением слуха как социальная и педагогическая проблема
8. Воспитание толерантности подростков к детям-инвалидам в условиях школьного образовательного пространства
9. Воспитание толерантности в условиях коррекционной школы
10. Мой необычный педагогический опыт
11. Формы организации взаимодействия в разновозрастной группе воспитанников школы-интерната
12. Активные формы обучения на уроке экономики
13. Правовое воспитание учащихся на уроке и во внеурочное время в условиях МБОУ «Экономический лицей»
14. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций на уроках биологии
15. Использование интерактивных методов обучения на уроках
16. Школа юного патриота как средство формирования активной жизненной позиции несовершеннолетних
17. Воспитание толерантности через взаимодействие педагогов и родителей
18. Патриотическое воспитание: традиции и инновации
19. Каллиграмма как элемент диалога культур в обучении литературе
20. Формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся при обучении иностранному языку

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы