Интеграция образовательных технологий и ресурсов вуза и школы в целях повышения качества преподавания химии в специализированных классах

 
 

Алексеева Галина Петровна,

учитель химии высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 176» г. Новосибирска

 

Интеграция образовательных технологий и ресурсов вуза и школы в целях повышения качества преподавания химии в специализированных классах

В настоящее время, в период интеграции России в мировое сообщество, возросла роль образования, которое рассматривается многими учеными как способ передачи знаний, умений и навыков, а также как способ развития личности, так как результатом образовательной деятельности российской школы сегодня является личность ученика и развитие его качеств и способностей.

На современном этапе модернизации российского образования система образования находится на таком этапе своего развития, когда в педагогической практике обозначились тенденции инновационного развития субъектов образования, которые связаны интеграционными процессами. Сегодня разрабатываются интеграционные образовательные программы, внедряются интегрированные технологии обучения; проводятся интегрированные уроки, семинары, лекции; создаются учебные заведения интегрированного типа др.

В педагогических исследованиях интеграция (лат. Integer – полный, цельный) характеризуется как «целостность, системность, комплексность»; как «принцип, процесс и результат»; как «объединение в целое разрозненных частей», «состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и процесс, обуславливающий такое состояние» [3, с. 203].

Интеграция научно-педагогических идей с практикой возникает в результате деятельности творческой группы, объединения, образовательного учреждения или экспериментальной площадки. В последние годы достаточно интенсивными становятся попытки развития процессов интеграции различных образовательных учреждений. Интеграция образовательных учреждений в современном российском образовании является одним из востребованных и перспективных направлений инновационных процессов, которые должны способствовать преобразованию системы обучения и воспитания молодёжи в России в целом.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что модернизация как высшей школы, так и общеобразовательной должна осуществляться в опережающем режиме и предопределять позитивные изменения в обществе, развитие которого во многом зависит от того, насколько повысится уровень образованности, общей культуры, профессионализма, компетентности, гражданской активности, патриотизма и ответственности учащихся и студентов, а также насколько эффективно будут осуществляться интегративные процессы в образовании.

Создание интегрированных образовательных учебно-научных комплексов, таких как «школа – вуз», позволяет решать проблему преемственности между школой и вузом, дает возможность учащимся получить более фундаментальные знания по различным предметам, осуществлять обмен кадрами между вузом и школами, повышать квалификацию учителей и специалистов образования. Развитие интегративных отношений между школой и вузом обусловливает развитие образования, развитие личности в условиях инновационной деятельности школы и вуза. Современная школа одна не может подготовить конкурентоспособную, успешную, творческую, компетентную личность. Это возможно только в условиях тесного взаимодействия с вузом. Академик В.А. Садовничий не без основания заявляет, что разрыв между общеобразовательной и высшей школой сегодня достиг катастрофической глубины. В сложившейся ситуации интеграция школы и вуза стала очень востребованным направлением повышения качества образования.

Опыт совместной работы школы (Инженерный лицей НГТУ, МАОУ «Лицей № 176») и университета (НГТУ, НГАСУ (Сибстрин)) позволил выявить одну из серьезнейших трудностей обеспечения непрерывного образовательного процесса школьников, желающих получить высшее образование. До настоящего времени существуют научно-методические и организационные проблемы подготовки школьников, не позволяющие в полной мере учитывать требования, предъявляемые вузами к абитуриентам. В отдельных аспектах эти проблемы не только не решаются, но даже обостряются с течением времени. В частности, выпускник среднего общеобразовательного учреждения, даже в полной мере освоивший школьную программу, часто вынужден прибегать к дополнительным образовательным услугам, чтобы подготовиться к сдаче ЕГЭ. Существуют принципиальные отличия в педагогических технологиях и методах обучения в вузе и в школе. Выпускник средней школы, как правило, не обладает необходимыми в вузе общими учебными умениями и навыками, оказывается на первых этапах обучения неготовым к освоению учебных курсов.

Программа взаимодействия «школа – вуз» реализуется в МОАУ «Лицей № 176» при изучении курса химии. Преподаватели вуза привлекаются к участию в учебном процессе, оказывают консультационную помощь педагогам, приглашаются на школьные научно-практические конференции, а также являются руководителями научно-исследовательских работ школьников. Возрождается участие школьников в ежегодных студенческих научно-практических конференциях на базе вуза. Старшеклассники участвуют в олимпиадах, организованных вузом.

На изучение курса химии в специализированных 10-11 классах Лицея № 176 отводится 2 часа в неделю/68 ч в год:

– курс построен в соответствии со стандартной программой двухуровнего курса для общеобразовательных учреждений «Химия», М., Просвещение, 2014 год;

– курс имеет теоретико-практическую направленность (32 часа лекций в 10 классах, 32 часа лекций в 11 классах, 32 часа практических лабораторных занятий в 10 классах, 32 часа практических лабораторных занятий в 11 классах);

– ядро курса составляют разделы многокомпонентной системы;

– курс направлен на развитие общепринятых умений, планирование эксперимента, обобщение и анализ результатов эксперимента, моделирование процессов;

– в курсе закрепляются понятия, которые необходимы для изучения ВУЗовских дисциплин;

– курс позволяет приобрести навык общеинтеллигентного умения: выделить главное в темах, представить информацию в виде знаков и формул, читать графическую информацию о явлениях, оформлять результаты работы в удобной для восприятия форме;

– для проведения обучения по курсу используются авторские методические указания: «Сборник лабораторных работ», «Задачи и упражнения по химии» и «Химия»;

– оценка знаний и умений проводится через промежуточный контроль на лабораторных работах и итоговый экзамен – тест.

Обучение проводится по методике ВУЗа: лекции, лабораторные и практические занятия. Лекции читает школьный учитель на базе лицея № 176. Лабораторные и практические работы проводятся в лабораториях кафедры химии НГТУ с участием школьного учителя и преподавателя вуза. Классы делятся на две подгруппы, занятия в которых проводят одновременно преподаватель вуза и школьный учитель. На каждом лабораторно-практическом занятии школьники защищают выполненные индивидуальные задания для самостоятельной работы и лабораторные работы. В процессе обучения в 10 и 11 классах на практических занятиях решаются типовые задачи. Система оценивания полученных знаний традиционная.

На базе кафедры химии НГТУ, под руководством преподавателей данного вуза, учащимися специализированных классов подготовлены научно-исследовательские работы, которые были отмечены на НПК разных уровней.

Программа взаимодействия «Школа – вуз» перспективна, ее следует развивать дальше. Но интеграция в образовании – это нелегкое дело. Всем этим должны заниматься опытные люди. Также и предоставлять знания ученикам должны хорошие специалисты.

Взаимодействие высшей и средней школы расширяет общее образовательное пространство и повышает качество образования, а все субъекты, включенные в это взаимодействие, выигрывают. Вуз получает реальное представление об уровне подготовки современных школьников и возможность участвовать в его повышении, получая хорошо подготовленных абитуриентов и студентов.

В свою очередь, школа заинтересована в росте своего престижа и статуса на рынке образования. Учителя могут повысить свое профессионально-квалификационное мастерство, дополняя его новыми формами деятельности и новыми видами знаний. Учащиеся получат образование, отвечающее современным требованиям и стандартам, а также навыки научно-исследовательской деятельности. Родители имеют возможность узнать о требованиях к образованию в вузе, а также убедиться в правильности профессионального выбора своих детей.

Таким образом, интеграция школы и вуза – это фактор развития новой образовательной системы, фактор повышения качества преподавания химии в специализированных классах.

Список литературы:

1. Вифлеемский А.Б., Малинин В.А. Интеграция школы и вуза: проблемы и перспективы. Образовательные технологии. № 3/2014.

2. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов: Изд-во Рост.пед. ун-та, 2000. С. 440.

3. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1976. 720 с.

4. Максимова В.Н. Интеграция в системе образования. СПб.: ЛОНРО, 2000. 82 с.

5. Малинин В.А. Парадигма образования в контексте общества знаний // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 3(1). с. 25–29.

Количество просмотров: 9864  

Добавить комментарий

Target Image
1. Преемственность реализации ФГОС на уровнях начального, основного, среднего общего образования: опыт и возможности образовательной организации
2. Внеурочная деятельность учителя истории и обществознания в условиях ФГОС ООО
3. Управление процессом развития творческих способностей в условиях реализации деятельностного подхода в обучении географии
4. Интеграция образовательных технологий и ресурсов вуза и школы в целях повышения качества преподавания химии в специализированных классах
5. Развитие познавательных процессов обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ООО при обучении математике
6. Реализация ФГОС на уроках русского языка и развития речи в школе для детей с проблемами слуха
7. «Учение с увлечением»
8. Современные подходы к достижению метапредметных результатов в условиях ФГОС
9. Организация методической работы в коррекционной школе для развития инновационного потенциала педагогов
10. Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания
11. Развитие читательских умений с учетом требования ФГОС на уроке английского языка с практическим примером урока в 7-м классе (УМК “Spotlight”)
12. Формирование метапредметных компетенций на уроках русского языка
13. Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка
14. Реализация иноязычной коммуникативной компетенции в проектной деятельности в условиях ФГОС
15. Из опыта организации практического обучения студентов на учебных занятиях по освоению учебной дисциплины «Английский язык»
16. Педагогический десант АКЛ на УЧСИБ-2017
17. Методическое обеспечение реализации ФГОС общего образования: опыт, проблемы и перспективы
18. Модель системы оценки эффективности духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования
19. Тестирование на уроках в начальной школе как один из эффективных способов проверки знаний обучающихся
20. Неделя безопасного Рунета – 2017

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы