Формирование командного взаимодействия в ВДК средствами специализированного курса «Ключ жизни»

 
 

Бирюкова Олеся Сергеевна,

методист ДОЛ «Пионер» г. Новосибирска

 

Формирование командного взаимодействия в ВДК средствами специализированного курса «Ключ жизни»

Формирование отряда как команды – это одна из целей работы во временном детском коллективе. Этот процесс мы все привыкли называть играми на сплочение и взаимодействие, которые проводят вожатые с детьми на 3 день смены. Но можно ли говорить о том, что дети через несколько дней проживания в лагере станут той командой, тем коллективом, в котором бы на 100% можно было работать и заниматься творчеством. Игры для создания команды служат формированию умения работать в команде синхронно с другими людьми, повышению сплочённости в группе, формируют зону общих интересов, поддержку, продуктивную форму социального поведения, умение выявлять и слушать лидера.

Что может объединить разных людей в команду? Удовольствия и развлечения? Духовные устремления? Стремление к успеху и проявлению себя? Как правило, люди, у которых есть желания или надежды на попытку сделать что-либо значимое в коллективе, боятся это сделать, просто стесняются неформальных лидеров, которые всегда громче и ярче. Но если правильное решение «вылетит из уст», то этот человек поймёт, что может играть особую роль в жизни команды.

Удачно созданная или самопроизвольно сформировавшаяся команда из детей в процессе совместной игровой деятельности и общения достаточно быстро превращается в сплочённый жизнеспособный коллектив, с которым легко и интересно работать педагогам. В игре и совместной деятельности в организационный период дети узнают друг друга, учатся уважать и узнают разнообразие характеров и поведения. Общеизвестно, что нет двух абсолютно одинаковых людей. У каждого своя внутренняя энергетика, сила характера, способности и наклонности к различным видам деятельности, к общению, к игре и пр.

В команде постепенно проявляются затейники, умельцы, поэты, «пройдохи» (в хорошем смысле), мыслители и т. д., получившие признание всей команды. Личностные способности членов команды в итоге становятся неформальным ресурсом команды, который может быть целенаправленно использован в различных ситуациях. Таким образом, в команде происходит неформальное распределение между членами команды различных ролевых функций для разрешения проблем в благоприятном для команды направлении.

В команде складываются стереотипы распределения ролей в типовых, часто повторяющихся ситуациях. В спонтанных ситуациях команда оперативно определяет наиболее целесообразное ролевое распределение по принципу «у тебя это получится лучше всех». Это может быть самое разное: нарисовать большого фиолетового зайца в отрядный уголок, придумать пару движений в танец, написать статью в газету или быть в сборной лагеря по футболу.

Игровая идея в большой степени играет роль объединительного шага для детской заинтересованности. Игровая идея должна быть всегда индивидуальна, уникальна, неординарна, в ней должна быть заключена основная «изюминка», образ «новизны», неповторимости команды в ролевом аспекте.

Как сподвигнуть детей в отряде к деятельности? Как заинтересовать и погрузить в идею игры? Вот первые вопросы, которые решались при написании программы туристической тропы под названием «Ключ жизни».

«Ключ жизни» – это серия специально разработанных упражнений, которые помогут сдружить детей, научить их чувствовать и понимать каждого, находящегося в игровой ситуации.

В процессе выполнения игровых заданий создаётся атмосфера творческого поиска, поиска того, что поможет спасти и предотвратить трагедию (которая  в реальной жизни уже свершилась), прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию её решения. Участвуя в поиске «ключа жизни», ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря чему происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять, как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно будет сделать иначе и лучше в следующий раз, каковы эффективные способы преодоления жизненных трудностей. Главная цель программы «Ключ жизни» – командная работа и лидерство. При этом решаются такие задачи обучения и развития, как:

–  выработка стратегии группой;

–  творческий подход;

–  самовыражение;

–  результативное лидерство;

–  уверенность в себе;

–  решение проблем;

–  преодоление себя.

Необходимо соблюдать все условия выполнения:

– Группа, которая проходит испытание, не должна превышать 15 человек.

– Упражнения выполняются под руководством вожатого или методиста, хорошо знакомого с игровой программой.

– Время на подготовку задания не ограничено.

Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей. Если же хоть одни участник допускает ошибку, группа не получает игровой атрибут, в  данном случае – ключ.

Игровая ситуация

«Титаник» – британский лайнер, заложен 31 марта 1909 года на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Северной Ирландии. Крупнейший пассажирский пароход мира, на момент своей постройки принадлежавший компании «Уайт Стар Лайн». Bо время первого рейса 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. Он имел на борту 1316 пассажиров и 891 члена экипажа, всего 2207 человек (то есть 38% плановой загрузки). Капитаном корабля был Эдвард Смит. Из всего числа пассажиров и членов команды выжило 706. Катастрофа «Титаника» стала легендарной и явилась одной из самых крупных в истории кораблекрушений. На эту тему снято несколько художественных фильмов.

«На аукционе в британском городе Девизес, графство Уилтшир, 22 сентября будет выставлен на продажу ключ, использовавшийся на борту «Титаника», – пишет газета TheGuardian. Как утверждают продавцы, этот предмет мог бы предотвратить гибель знаменитого лайнера.

Ничем не примечательный внешне ключ открывал сейф, в котором хранились бинокли. Как гласит легенда, второй помощник капитана Дэвид Блэр, покинувший борт корабля непосредственно перед отплытием, забыл отдать ключ своему сменщику, тем самым лишив экипаж оптического оборудования.

Один из спасшихся с «Титаника» людей, Фред Флит, рассказал следователям, что, если бы в ночь катастрофы использовались бинокли, то айсберг, ставший причиной крушения лайнера, можно было бы увидеть раньше и избежать столкновения.

Дети попадают в игровую ситуацию предотвращения гибели лайнера «Титаник». Проходя по тропе, они как бы попадают в разные части корабля, где достают ключи от сейфа с биноклем, ключи они получают от капитана корабля Эдварда Смита (ведущий). Но нет вероятности того, что именно этот ключ подходит к сейфу, где хранится заветный бинокль. К тому же, участники ограничены во времени: стоит таймер – отсчёт одного часа до столкновения лайнера с айсбергом. В конце, собрав определённое число ключей, у участников есть только 3 попытки подобрать заветный ключ к замку сейфа.

Станции

–   «Трап» – необходимо зайти на корабль, наступая на каждую лесенку трапа, одновременно держась друг за друга и не оставляя свободной ни одну ступеньку.

–  «Лестница» – вся команда должна взойти на верхнюю палубу «как подобает людям из высшего общества» – не держась руками, а другие участники поддерживают идущих.

–   «Ключ» – на противоположной стороне моста расположены перевернутые карточки и только на одном нарисован ключ. Участникам необходимо достать нужный листок с трёх попыток.

–  «Тонущий лайнер» – удержать лайнер (бревно) в равновесии.

–  «Иллюминатор» – всей команде необходимо выбраться из каюты через большой иллюминатор (подвешенное колесо).

–  «Мост» – Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на  противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке. Лучше расположить команду, чередуя мальчиков и девочек.

–  «Спасательные круги» – необходимо перебраться по спасательным кругам на противоположную сторону, держась друг за друга и прыгая одновременно всей командой через круги.

–  «Завал» – задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через воображаемую электрическую стену, не касаясь ни одной части. Если кто-либо коснется, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение заново.

–  «Лабиринт» – во время продвижения из кают, проходя по сложным туннелям, два человека из команды не успели пройти, и погас свет, но им необходимо продолжить движение. Вся команда должна за пределами лабиринта подсказывать нужный путь участникам, у которых завязаны глаза.

–  «Путь к Карпатии» (заключительный этап) – это спасение, т.е. по очень шаткому мосту прошагать до корабля-спасителя «Карпатия», который первым прибыл на помощь «Титанику».

Самый большой плюс программы туристической тропы в том, что она очень легко может преображаться и моделироваться под возраст и интересы участников. И также программа перспективна в связи с тем, что лагерь работает круглый год и есть возможность реализовывать данную программу в осенний и зимний период.

Количество просмотров: 7099  

Добавить комментарий

Target Image
1. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный активный отдых, развитие и оздоровление детей в период летнего отдыха ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Летний лагерь как пространство ранней профессиональной навигации подрастающего поколения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. «Городские линии. Линии судьбы»: краеведческий материал в основе построения тематической смены летнего лагеря ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Лагерь дневного пребывания детей «Гармония» – территория веселья, отдыха, знаний ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
5. Лето – это маленькая жизнь ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
6. Возможность применения зарубежного опыта в сфере детского отдыха и оздоровления ВЫПУСК №89, июнь 2020
7. Каникулы-мечта школьника! Выпуск №87, февраль 2020
8. Профильная смена как форма отдыха и оздоровления детей Выпуск №81, февраль 2019
9. Социальное воспитание в условиях профильной смены Выпуск №80, декабрь 2018
10. Организация летнего отдыха детей дошкольного возраста на базе ДОУ ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
11. Каникулярная смена в ДСОЛКД «Тимуровец» «Океан зовет!» Выпуск №70, апрель 2017
12. Проект каникулярной программы «Праздник творчества «Город мастеров» Выпуск №70, апрель 2017
13. Весна – это время «Красоты. Здоровья. Грации» Выпуск №70, апрель 2017
14. Методические рекомендации по содержанию и формам организации досуга детей в организациях отдыха детей и их оздоровления Выпуск №70, апрель 2017
15. Профильный день «Рождественское чудо» ВЫПУСК №69, февраль 2017
16. Путеводитель по зимней смене «Добро пожаловать в Зверополис» ВЫПУСК №69, февраль 2017
17. Профильный день «В поисках новогодних чудес…» ВЫПУСК №69, февраль 2017
18. Волшебные ключи игромастера ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Записка Шерлока Холмса Выпуск №68, декабрь 2016
20. День сказок Выпуск №68, декабрь 2016

Страницы