Применение игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

 
 

Аникина Татьяна Валерьевна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МКДОУ № 74 «Непоседы» г. Новосибирска

 

Применение игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В руках учителя-логопеда самая дорогая ценность – ребенок, его развитие и перспективы. Моя работа по преодолению речевых нарушений вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует его дальнейшему развитию. Преодолевая речевые нарушения, ребенок становится более общительным, эмоциональным и открытым к новым знаниям, окружающему миру в целом. В настоящее время подавляющее большинство детей, составляющих группы компенсирующей направленности, имеют неврологический статус, отягощённый теми или иными нервно-психическими заболеваниями. Поэтому учителям-логопедам приходится сталкиваться с наиболее сложными формами речевой патологии, такими как недоразвитие речи системного характера, ОНР I-II уровня речевого развития, зачастую отягощёнными дизартрией, заиканием. Возникая в дошкольном возрасте, они затрудняют выработку коммуникативной функции речи, отрицательно сказываются на становлении личностных качеств.

Количество дошкольников с ОНР, дизартрией, заиканием имеет тенденцию к увеличению. Особая роль в комплексе коррекционных мероприятий отводится технике формирования речевого дыхания в целом ряде логопедических техник, так как в процессе речевого общения на всех этапах коррекционной работы идет постоянное программирование дыхания как важнейшей составляющей темпо-ритмической организации речи. Но при этом необходимо помнить об игре в коррекционной работе. По своему опыту знаю, что работа воспитателя группы компенсирующей направленности и учителя-логопеда значительно отличается. Но есть и общие моменты: общей составляющей является игровая деятельность наших воспитанников в процессе коррекционной деятельности. И про это никак нельзя забывать, осваивая грани новой профессии.

Целесообразность применения игровых технологий в коррекционно-развивающей работе:

– отвечают основному виду деятельности дошкольников – игровой;

– представляют единство психологической природы игры и общения;

– дают возможность самовыражения независимо от речевых возможностей детей;

– позволяют подбирать речевой материал с учетом языковых факторов и варьировать в зависимости от состояния речевой функции ребенка и группы в целом;

– способствуют более легкому перенесению скорректированных и вновь приобретенных речевых навыков из игрового поля в реальную жизнь.

В логопедической работе игра еще выполняет коррекционную и развивающую функции. Логопедическая игра, как и вся коррекционно-развивающая деятельность, должна включать в себя цель, средства, процесс и результат. Когда ты сообщаешь детям об игре, у них уже создаётся игровое настроение. Однако следует соблюдать некоторые условия: игра не должна снижать рабочего настроя на занятии, не делать развлекательным его времяпровождение. В зависимости от поставленных на данном этапе коррекционной работы целей подбирается дидактический материал. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию работы. В подборе логопедических игр целью могут служить: недостатки произношения, формирование фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи, расширение словарного запаса слов. А также: нормализация мышечного тонуса и координации движений, совершенствование психических и коммуникативных навыков детей. Игра может использоваться в качестве занятия или его части и проведена на любом этапе. Создание игровой модели происходит через монолог, диалог и объяснение задания от имени героя занятия. Ребята действуют по игровым правилам. Итоги игры подводятся как со стороны игровой деятельности, так и коррекционно-развивающей. При планировании коррекционно-развивающих игр неотъемлемая роль отводится развитию таких психических процессов, как память, внимание, воображение, восприятие, мышление, развитие зрительно-моторной координации.

Я в своей работе применяю как проверенный временем и отработанный годами материал, так и игры, разработанные и сделанные собственными силами. Детям необходимо разнообразие, поэтому приходится развиваться и пополнять свою игротеку новыми разработками и играми. Иногда творческий процесс так захватывает, что не можешь остановиться. Вот, например, последняя идея была совместить речевое развитие и развитие мелкой моторики рук. Появилась идея сделать игровое панно с несколькими наборами карточек, но в процессе стало понятно, что можно сделать неограниченное количество таких наборов для разного возраста и уровня развития детей. Самое главное, что новая игра «Шнурочки мотаем – речь свою мы развиваем» очень увлекла детей и оказалась весьма полезна для развития речи и моторики рук. Пока ребенок соединяет при помощи шнура пары картинок, он одновременно выстраивает свою речь. Для многих детей это является непростой задачей. Помимо речи развивается мышление, внимание, память, фонематическое и зрительное восприятие, лексико-грамматический строй речи. Так как наборов карточек получилось много и их количество будет расти, то игра не вызывает у детей негативное отношение и скуку. Эта разработка появилась совсем недавно у нас в логопедическом кабинете, но дети уже ждут, когда мы снова будем «мотать шнурочки».

Хотелось бы отметить ещё одну важную составляющую коррекционной работы, такую как компьютерная игра. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила нас, специалистов, перед проблемой внедрения компьютерной техники в коррекционную работу. Для осуществления индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера, и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. Компьютерных программ развивающего и обучающего значения много и перед тем как предложить ребенку игру, необходимо ознакомиться с ее целями и содержанием, учитывать возможности детей. Ценность этих игр в том, что они в более наглядной форме представляют материал разной степени сложности, что и позволяет детям легко и быстро овладеть игрой. Компьютерные игры позволяют эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, ринолалии и заикании. Данные игры способствуют формированию лексико-грамматического строя речи, фонематического восприятия, развитию связной речи, зрительной, слуховой памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, способствуют закреплению цвета, формы, величины, цифр, букв. Игры можно подобрать по уровню сложности в зависимости от возраста и уровня развития ребенка. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы. У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением. Он учится с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять свое произношение с эталоном. Во время работы с использованием компьютерной программы, у детей появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно. Исчезает быстрая утомляемость, что свойственно детям с ОНР и ТНР, и пропадает негатив по отношению к многократному повторению определенных звуков. Но естественно, к компьютерным играм надо подходить разумно, избирательно и, конечно, творчески.

Коррекционно-развивающие игры таят в себе нераскрытые возможности. Ведь игра – это не только развлечение, это труд ребенка, это его жизнь. Именно в игре ребенок познает мир, самого себя, развивает мышление и воображение, общается, осваивает язык, приобретает умения и навыки, уточняет, закрепляет знания. И наша задача – сделать этот процесс максимально увлекательным и результативным, от этого зависит дальнейшая жизнь конкретного ребенка.

Количество просмотров: 5745  

Добавить комментарий

Target Image
1. Аутизм – синдром века
2. Дидактические игры как средство обогащения словаря глухих дошкольников
3. Применение игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
4. Подвижные игры – путь к развитию ловкости детей с задержкой психического развития
5. Физическое развитие детей с нарушениями слуха
6. Детский сад для всех: формирование навыков социализации у детей с ограниченными возможностями здоровья
7. Возможности взаимодействия образования и бизнеса по вопросам формирования экологического мышления у школьников
8. Особенности преподавания английского языка детям с ограниченными возможностями здоровья
9. Песочная терапия как здоровьесберегающий метод в коррекционно-образовательной работе логопеда
10. Практический опыт реализации комплексной программы «Будь здоров!» в общеобразовательных организациях города Новосибирска
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы