Новосибирск через призму просветительских проектов кафедры теории, истории культуры и музеологии НГПУ

 
 

Тихомирова Елена Евгеньевна,

кандидат культурологии, доцент НГПУ

 

Новосибирск через призму просветительских проектов кафедры теории, истории культуры и музеологии НГПУ

Опубликовано: Тихомирова Е. Е. Новосибирск через призму просветительских проектов кафедры теории, истории культуры и музеологии // Сибирь, Россия, мир в исследовательском и образовательном пространстве: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. памяти проф. В. И. Соболева (Новосибирск, 11–12 апреля 2018 г.) / под ред. В. А. Зверева. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. Ч. 1. С. 168–173.

Новосибирск – столица огромного мегарегиона Сибирь, современный мегаполис, в котором для студентов открываются огромные возможности для участия в диалоге разных культур, в том числе русской культуры с культурами соседних стран.

В Новосибирске сложилась система учебных, научных, культурных проектов, реализуемых в течение многих лет. В их организацию и осуществление включены русские и иностранные студены, в том числе студенты КНР, Монголии, Японии, обучающиеся в вузах города. Участие в этих проектах создает условия для формирования практически всех компетенций, на формирование которых направлено обучение в вузе: общекультурных, коммуникативных, общепрофессиональных, профессиональных, специальных.

В условиях сложной межконфессиональной и межкультурной ситуации в российском обществе работа Восточного клуба НГПУ создает условия для формирования поликультурной образовательной и воспитательной среды, культурного согласия и взаимопонимания, для выработки межкультурных и профессиональных компетенций студентов, создания положительного имиджа НГПУ в поликультурном пространстве Новосибирска. Преподавателями кафедры теории, истории культуры и музеологии (ТИКиМ) ИИГСО НГПУ в течение многих лет разрабатывается теория и практика введения студентов в уникальное социокультурное пространство Новосибирска.

Здесь следует отметить работы А. П. Бородовского о методах работы с культурным и природным наследием региона [1; 2], труды Т. В. Чапли, посвященные выявлению взаимовлияния архитектурного и социального пространств на коммуникативные практики социума [5; 6; 7], знаменитую авторскую карту Новосибирска и теоретическое определение роли новых музеев в городском пространстве В. Н. Сорокина [3], культурологические выкладки по геокультурному брендированию Новосибирска Е. Е. Тихомировой [4]. Важная роль в этих работах отводится идее вхождения студентов в городское сообщество посредством знакомства с культурно-историческим концептом города через пространства самого города, его театров, выставок, музеев, лофтов и иных арт-пространств. Студенты знакомятся с различными группами городской общественности. Это создает условия для самосознания и осознания уникальных, присущих только Новосибирску ресурсов и преимуществ (рекреационных, исторических, музыкально-художественных, научных, человеческих). Особое место отводится воспитанию вдумчивого и трепетного отношению к архитектурным памятникам города, а также пониманию важности археологических изысканий по изучению новосибирской территории в рамках культурно-экономических проектов. Можно указать на реальную, а не формальную вовлеченность студентов в процессы осмысления городской социокультурной среды.

Среди проектов, реализуемых с участием кафедры ТИКиМ ИИГСО НГПУ и студенческой исследовательской лаборатории «Восток-Запад: восточный клуб», особое место занимают просветительские проекты. Их цель – включить студента в коммуникативное, культурное пространство Новосибирска как мегаполиса, помочь пройти ступени освоения, присвоения иной культуры в диалоге с различными людьми, представителями всех социальных страт. При этом просветительская деятельность может стать разновидностью неформального образования, формирующей общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному практическому действию «со знанием дела». Так, российские и иностранные студенты в течение трех лет участвуют в реализации проекта «Дружат дети всей Земли!» в МАДОУ № 8 «Солнышко» в Бердске, проводят там тематические занятия, организуют свободное время школьников, знакомят их с традиционной китайской культурой, народными ремеслами.

В Новосибирской областной юношеской библиотеке организована площадка китайской каллиграфии во время проведения Дня игр. Студенты с энтузиазмом принимают участие в круглых столах «Я читаю», рассуждают о тех книгах, которые имеют для них особое значение.

В студенческом научном дискурсе Новосибирска особую роль играет Международная студенческая научно-практическая конференция «Межкультурная коммуникация: Запад – Россия – Восток» ИИГСО НГПУ. Она проводится с 2012 г. на базе студенческой исследовательской лаборатории «Восток-Запад»: восточный клуб» и направлена на создание условий для формирования межкультурного согласия, кросс-культурных и профессиональных, в том числе общекультурных и специальных, компетенций студентов, развитие их карьерных траекторий и профориентации на трудовом рынке. В работе конференции в 2018 г. приняло участие более 140 участников, в пяти секциях заслушано и обсуждено 82 доклада. Доклады представлены студентами бакалавриата, магистрантами, аспирантами из российских вузов, КНР, КНДР, Монголии, Японии. Лучшие доклады опубликованы в сборнике материалов конференции. Это издание посвящено изучению межкультурной коммуникации (исторических и социальных аспектов, функций, культурных, религиозных, языковых и метаязыковых кодов) в конкретных регионах Запада, России и Востока. Русский язык и русская культура анализируются сквозь призму иных культур, в кросс-культурном аспекте изучается системы образования как трансляция культурного опыта. Представленные работы являются практическим результатом успешного долговременного межкультурного взаимодействия преподавателей и студентов в современном поликультурном пространстве.

Новосибирский областной фонд сохранения и развития русского языка «Родное слово» является нашим особым партнером, поскольку сразу в нескольких его просветительских проектах принимают участие иностранные студенты, обучающиеся в НГПУ. Это областные конкурсы творческих работ в рамках проекта социального партнерства. В 2018 г. это был проект «Отцы и дети русской словесности: от Тургенева до Солженицына».

Эмоционально насыщенным, волнующим праздником, требующим ответственности и концентрации сил, уже три года становится Пушкинский день и День русского языка России. В 2019 г. русские и иностранные студенты ИИГСО НГПУ читали в Первомайском сквере поэму А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Они также приняли участие в акции «Читаем Пушкина на разных языках!».

Студенты осваивают разные стороны культурного пространства Новосибирска: принимают участие в написании Тотального диктанта, в записи программ на телестанции «Мир», открытии выставок в музеях города. С 2015 г. плодотворно сложилось сотрудничество с музеем «Заельцовка» – филиалом МКУК «Музей города Новосибирска». Это акция «Ночь музеев», где традиционно проводятся мастер-классы по русской и китайской каллиграфии, поэтический мастер-класс.

Международный конкурс русской песни для студентов, у которых русский язык не является родным, появился в 2014 г. по инициативе студентов НГПУ. Задачи этого конкурса – развивать в обществе интерес к национальным песням народов России; на базе государственного языка, каковым является русский язык, формировать многонациональную музыкальную культуру России как общенациональную; на основе взаимопроникновения культур народов России воспитывать у молодых исполнителей чувства патриотизма, гражданственности, межнациональной дружбы.

С 2014 г. студенты ИИГСО помогают создавать выставку «В Начале было Слово», посвященную Дню славянской письменности и культуры. Они сами узнают, а потом рассказывают школьникам, что 24 мая каждый год все славянские страны отмечают праздник, посвященный создателям славянского алфавита, великим просветителям Кириллу и Мефодию. До них славяне не имели единой письменности, и новый алфавит был назван «кириллицей». Особо следует отметить, что они сами учатся создавать арт-объекты, создавать экспозицию, монтировать выставку, проводить экскурсии. С их участием была создана и грамотно включена в экспозицию объемная буква А как символ начала азбуки, просвещения, несущая как христианские, так и светские смыслы. Покрытая чешуйками бумаги, буква относит посетителей к кольчугам русских богатырей и главам православных церквей. Российские и иностранные студенты потрудились также над воплощением металлизированной объемной буквы Ё как воплощения гражданицы, окончательного обмирщения и западной ориентации русского алфавита и культуры.

Инициатива проведения выставки принадлежит кафедре ТИКиМ ИИГСО НГПУ. Большую часть экспонатов для выставки предоставил настоятель храма Николая Чудотворца, который находится в Нижней Ельцовке, отец Андрей (Фёдоров). Он показывает нательные кресты XIII–XVII вв., височные кольца – украшения славянских женщин, части ожерелий и обереги IX–XI вв., что отражает культуру каждого из времен. Особое место в коллекции занимают священные книги: «Библия», «Апостол» XVIII в., «Псалтирь» 1894 г., «Устав о христианском житии» XVI в., жития святых и иные, в которых отражается история развития славянской письменности и культуры на Руси. Сами студенты объясняют с помощью экспонатов, сделанных своими руками, как из рисунков древних людей возникло письмо. Они проводят для школьников веселые и познавательные игры-конкурсы на знание азбуки и мастер-классы по основам каллиграфии, сами изучают русскую каллиграфию.

И сейчас, в нашу новую цифровую, компьютерную эпоху, люди стараются сохранить живую душу, суть письма как творческого процесса. «Рукописность» уходит в арт-практики, в моду входит живое искусство каллиграфии. Освоение каллиграфии – это движение к корням культуры. Но и в общение через компьютер людям хочется внести душу, и поэтому в СМС-сообщениях в наших гаджетах появляются эмотиконы – «смайлики», рисунок снова «просвечивает» в текстах наших современников. Они становятся всё разнообразнее, их авторы стараются как можно точнее уловить смену эмоций, настроений быстротекущей современной жизни.

Основная цель просветительской деятельности – повышение уровня общей культуры и социальной активности ее участников – и адресатов коммуникативного акта, и адресантов, освоение и присвоение, производство ценностно окрашенных смыслов, понимание региональной самобытности Новосибирска. Кроме того, наше время – время информационных технологий – нуждается в творческих, нестандартно мыслящих людях, которые будут направлять свою энергию на благо общества.

Список литературы

  1. Бородовский А. П. Археологические практики студентов ИИГСО НГПУ на Северном Алтае. Новосибирск: НГПУ, 2010. 32 с.
  2. Бюллетень полевой археологической практики студентов исторического факультета / ред.-сост. А. П. Бородовский. Новосибирск: НГПУ, 2000 –2014. Вып. 1–14.
  3. Сорокин В. Н., Тихомирова Е. Е. Музеи нового поколения и креативные индустрии // Дела и дни: Сибирь, Россия, мир в исследовательском и образовательном пространстве. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. С. 181–187.
  4. Тихомирова Е. Е., Шахова Н. В. К концепции геокультурного брэндинга Новосибирска // Новая реальность: экономика, менеджмент, социальные коммуникации. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. С. 211–216.
  5. Чапля Т. В. Архитектурное пространство Нового времени: динамика и особенности организации // Вестник Томского государственного университета. Сер.: Культурология и искусствоведение. 2019. № 33. С. 120–132.
  6. Чапля Т. В. Влияние архитектурного и социального пространств на коммуникативные практики социума // Вестник славянских культур. 2019. Т. 53. С. 71–85.
  7. Чапля Т. В. Влияние архитектурного пространства на коммуникативные практики участников образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 139–147.
Количество просмотров: 3555  

Добавить комментарий

Target Image
1. Юбилей деревни Бугры ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы