Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по теме «Поможем петушку из сказки «Петушок и бобовое зернышко»

 
 

Герасименко Светлана Викторовна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МКДОУ Шелеховского района «Детский сад

комбинированного вида № 6 «Аленький цветочек»

Иркутской области

 
 
 

Шуликова Галина Александровна,

воспитатель МКДОУ Шелеховского района

«Детский сад комбинированного вида № 6 «Аленький цветочек»

Иркутской области

 

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по теме «Поможем петушку из сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Образовательная область «Речевое развитие» (ФГОС ДО) включает в себя «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы». В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования ребенок уже должен быть «знаком с произведениями детской литературы», что помогает ему в принятии собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Одной из основных проблем при ознакомлении дошкольников с художественной литературой в детском саду является изолированность программного чтения от других форм образовательного процесса. Способ решения этой проблемы – соединение чтения художественной литературы с другими культурными практиками (воспитатель должен использовать текст как смысловой фон, стимул для непосредственно следующей за чтением деятельности). Сюжет литературного произведения может быть использован как событие для игры, поисково-исследовательской, изобразительной и т.д. деятельности. Воспитатель должен сравнивать коллизии художественного текста с реальными событиями – это приближает художественное произведение к детской жизни.

Сказка «Петушок и бобовое зернышко» послужила основанием для обсуждения правил безопасности при приеме пищи (коммуникативная деятельность), а также для расширения представлений детей по теме «Молоко и молочные продукты» (познавательно-исследовательская деятельность). Объём содержания материала НОД достаточный для усвоения, формулировки конкретны. Мероприятие носит развивающий и обучающий характер, направлено на формирование психических процессов – памяти, мышления, воображения. Структура выдержана в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода.

Цель: расширение представлений детей о молочных продуктах, о правилах приема пищи через обсуждение «Правил приема пищи» для детского сада и знакомство с народными бытовыми действиями (взбивание масла) в коммуникативной, познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

Расширять и уточнить представления детей о свойствах молока, сливок и сливочного масла в ходе практических действий с ними. Акцентировать внимание на том, что: молоко жидкое, сливки густые, а масло скользкое.

Побуждать подбирать слова, характеризующие предмет и его свойства, расширять запас описательных прилагательных

Развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи (вопросы по содержанию сказки), классифицировать по заданному признаку (Правила поведения за столом), осуществлять осмысленный выбор на основе анализа данных, развивать внимание.

Воспитательные: Пробуждать у дошкольников желание обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного материала. Продолжать формировать навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно есть, не торопиться, понимание того, что окружающие одобряют «правильное» поведение за столом, и осуждают проявление неряшливости и плохого поведения.

Форма организации: фронтальная.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Образовательная область: «познавательное развитие» (приоритетная), «речевое развитие» (в интеграции).

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Петушок и бобовое зернышко», «огород на подоконнике»: ящик – «грядочка» для посадки бобов, бобы для посадки, сюжетные картинки с изображением правил поведения за столом, для опыта – горшочки с молоком и сливками, прозрачные стаканчики, миксер, глубокая чаша, скатерть, фартук для воспитателя, салфетки для детей.

Предварительная работа:

Чтение: русская народная сказка: «Петушок и бобовое зёрнышко», беседа по содержанию прочитанного.

Разучивание пословиц и поговорок:

Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами.

Ешь побольше, а говори меньше.

Ешь калачи, да поменьше лепечи.

Когда я ем, я глух и нем.

Когда я кушаю, я никого не слушаю.

Не проглотив куска, не говори.

Просмотр: видео «Фиксики. Молочные продукты», мультфильм «Тима и Тома: этикет», викторина «Столовый этикет».

Беседы с детьми о здоровой и полезной пище, правилах приема пищи.

Игровая деятельность:

Дидактические игры: кубики «Молоко и молочные продукты», «Четвертый лишний», «Что делают из молока?».

Сюжетно-ролевые игры: «Продуктовый магазин», «Ферма».

Подвижная игра: «Пастух и стадо», «Корова и телята».

Взаимодействие с родителями (законными представителями):

-Информирование об особенностях питания в ДОУ (фотовыставка «Мое любимое блюдо в детском саду»)

-Консультации «Самые полезные продукты для детей», «Особенности питания детей зимой», «Витамины зимой».

Информационные ресурсы:

Творческий проект: «Молоко и молочные продукты» (xn----234-4ve0acg4alk4gej.xn--p1ai)

Сказки про корову, быка - читать бесплатно онлайн (nukadeti.ru)

Вредные советы - книга Григория Остера. Читать онлайн. (mishka-knizhka.ru)

Мультфильм «Тима и Тома: этикет» https://www.youtube.com/watch?v=e9eecgcIjVc

Этапы совместной деятельности

Организация совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Планируемые результаты

Мотивационно-целевой этап

Создание проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

Создание условий для целеполагания воспитанников, планирования будущих действий.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в «огороде на подоконнике» осталась не посажена одна грядка. На ней подготовлены луночки и лежат бобы.

-Что мы сегодня будем садить? (бобы)

-Какую сказку про бобовое зернышко мы читали? («Петушок и бобовое зёрнышко»)

- Что случилось с петушком в сказке? 

- Ребята, почему так произошло? (потому что он торопился)

-Как мы можем помочь Петушку, о чем нужно ему рассказать? (рассказать, как правильно принимать пищу).

Организация детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность.

Воспитатель обозначает проблему, помогает детям понять и сформулировать цель своей деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети высказывают свои предположения

Дети проявляют готовность к действию.

 

 

 

 

 

 

 

Дети «видят» проблему, предлагают способ её решения.

Цель детьми осознана и принята.

Процессуальный этап

Актуализация опорных знаний

Активизация субъектного опыта дошкольника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа по «следам» увиденного.

 

 

 

 

 

 

Познавательно-исследовательская деятельность  (действия с привычными предметами с целью расширения знаний об их свойствах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа по содержанию сказки

-Скажите, в сказке Петушок, какой? (торопливый, капризный непослушный)

- Кто помог петушку?  Что можно сказать про курочку, она какая? (курочка, добрая, заботливая)

- Знала курочка, как помочь петушку?

(маслицем она смажет горлышко, бобовое зернышко и проскочит)

-  Давайте вспомним, к кому обращалась курочка за помощью (к хозяйке, корове, хозяину и кузнецу)

Дидактическая игра «Закончи предложение»

(Приложение № 1)

Закончите мою мысль словами из сказки:

- Курочка пошла к хозяйке, чтобы…

- Курочка пошла к коровке, чтобы…

- Курочка пошла к хозяину, чтобы.

- Курочка пошла к кузнецу, чтобы…

- Хотите узнать, как в старину готовили масло?

Просмотр видео «Как готовили масло в старину»

(Приложение № 2)

- О чем вы сейчас узнали? Что вам запомнилось?

-Ребята, какие еще молочные продукты вы знаете?

- В чем их польза для человека? (Молочные продукты кости укрепляют)

- Сливочное масло - это полезный продукт? Куда можно добавить масло? Почему говорят – «Кашу маслом не испортишь»?

-Хотите сами приготовить масло?

Опыт «Сливочное масло»

На столе горшочки со сливками и молоком.

- Что в горшочках? (Дети высказывают два предположения — сливки и молоко).

- То, что в горшочках - густое или жидкое? (Мнения детей разделились)

- Как же нам это проверить? (на столе два прозрачных стакана).

- А если содержимое первого горшочка перелить в стакан. Как оно льется? (льется легко, быстро)

- Что это такое? (жидкое молоко).

- Что же тогда во втором горшочке, густое оно или жидкое?

-Перелить в стакан получается? (не льется)

- В горшочке сливки. Сливки густые.

- Как вы думаете, из чего нам лучше масло сделать — из молока или из сливок? Почему?

- Сливки густые, а молоко жидкое.

-В старину дети, такие же, как и вы, садились рядком, как мы сейчас, и начинали сливки в масло взбивать — вот так (показывает). Но если мы начнем взбивать масло ложкой, нам понадобится очень много времени, поэтому мы попробуем взбить масло с помощью этого прибора. Кто-нибудь знает, что это? (Это миксер).

- Это современный прибор, он нам поможет. Давайте выложим сливки из горшочка в чашу. Сейчас будьте осторожны — включаем миксер. Что делает миксер?

- Миксер взбивает сливки, во много раз быстрее, чем мы бы это делали ложкой. Не зря в старину говорили: «Нелегко масло взбить, сто потов нужно пролить».

-Что у нас получилось? Какое масло?

(масло желтое, вкусное, гладкое, ароматное).

- Проведите указательным пальчиком по кусочку масла. Что вы заметили? (Пальчик по маслу скользит).

-Значит масло какое? (Масло скользкое).

- Поэтому петушку маслицем горлышко смазали, бобовое зернышко, которое застряло у него в горлышке, проскользнуло.

-Мы наше масло уберем на холод, а уже завтра сможем добавить его в кашу.

Воспитатель задаёт вопросы, стимулирующие процесс осмысления сюжета сказки «Петушок и бобовое зернышко». Создает условия для проявления речевой активности детей. Педагог занимает партнёрскую позицию, в зависимости от решаемых образовательных задач выступает в роли

организатора (моделирует образовательные ситуации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитателем моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности: для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить «пробное» действие. Воспитатель с помощью системы вопросов («Получается?» – «Почему не получается?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Воспитатель отвечает за безопасность проводимого опыта, оценивает правильность действий воспитанников, помогает в формулировке выводов.

 

 

 

 

 

 

Дети участвуют в диалоге, выражают собственные мысли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог создает мотивационную основу, у детей вызван интерес к информации 

 

 

 

 

 

 

Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо процессом, вот почему знания предлагают не заучивать, а побуждают их добывать. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В этом возрасте (4-5 лет) дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулирования выводов.

У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формируются представления о процессе изготовления сливочного масла в старину, о его пользе.

 

 

 

 

Развитие наблюдательности — главной черты исследовательского типа мышления. Дети должны не просто фиксировать образ предмета. Важно научить их подмечать особенности объектов, которые проявляются в определённых условиях.

 

 

 

 

Использование в речи слов, обозначающих сенсорные свойства, качества, признаки объектов окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза

Игра малой подвижности

«Вредно или полезно?»

-А сейчас мы отдохнём – физкультминутку проведём. Я зачитаю четверостишия о правилах поведения за столом. Если совет полезный - то вы все вместе хлопаете в ладоши, а если вредный -  топаете.

- Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.

- Не вертись, спокойно кушай,

И не чавкай, словно Хрюша.

- Не вытирай свой рот рукой,

Салфетка есть перед тобой.

- Пей, чаек, не проливая!

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

- Ложкой ешь кисель и кашу,
 Суп, пюре и простоквашу.

- Супчик кушай аккуратно,
 Не выплевывай обратно.

- Вилкой можно брать картошку,
 Мясо, рис... Не надо ложкой!

- Опрокидывайте чашку,

Выливайте на пол суп!

- Руками можно брать пирог,
Глазированный сырок.

- И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел.

- Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол, и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.

- Как вести себя - мы знаем!

И соседа не толкаем,

а когда обед пройдет,

Мы салфеткой вытрем рот!

Воспитатель объясняет правила игры.

Дети внимательно слушают и выполняют движения в соответствии с инструкцией взрослого.

Снятие физического и эмоционального напряжения.

Оформление коллажа «Правила приема пищи для петушка»

- Ребята, вы решили помочь петушку, рассказать ему о правилах приема пищи (на столе сюжетные картинки с изображением правил поведения за столом). Посмотрите внимательно, на всех ли картинках полезные советы? Если совет полезный – прикрепите эту картинку на зеленый лист, если вредный – на красный (Приложение № 3)

Правила приема пищи

Перед едой обязательно вымой руки.

Не раскачивайся на стуле, не крутись.

Пользуйся правильно столовыми приборами.

Не забывай, какие блюда едят ложкой, а какие – вилкой.

Не тянись через весь стол за чем-либо. Попроси передать.

Не торопись! Ешь небольшими кусочками, тщательно пережевывай с закрытым ртом, не чавкай и не облизывай пальцы.

Не разговаривай во время еды.

Руки и рот вытирай салфеткой, будь аккуратным.

Будь вежливым за столом, а после еды скажи «спасибо».

Даёт подробную инструкцию.

Педагог поощряет выдвижение детьми собственных гипотез, отрицательные оценки исключены; в случаях, когда ребенок ошибается, взрослый использует обороты типа: «Объясни, почему ты так думаешь?» Педагог побуждает детей слушать и слышать друг друга.

Осуществляют осмысленный выбор на основе анализа данных.

 

 

 

 

 

 

Демонстрируют «продукт», полученный в ходе деятельности. «Активное» слушание, оценивание. Проявление стремления ребенка находить свой способ решения

 

 

 

 

 

 

 

Делают выводы о том, правильно ли выполнили задание

Рефлексивно-оценочный этап

Организация рефлексии (соотношение поставленной цели и результатов)

- Что для вас сегодня было самым интересным?

- Получилось у нас помочь петушку? (Получилось ли то, что мы задумали?)

- Что легче (труднее) было сделать? (Трудно ли было справиться с работой?)

Организация рефлексии, привлечение детей к оценке достижений в ходе образовательной деятельности. Педагог помогает детям осознать условия, которые позволили достигнуть цели, формируется общий итог познавательной деятельности.

Отвечают на вопросы

Формулируют оценку собственной деятельности

Открытый «конец»

 

- Могут ли наши правила, которые мы подготовили, быть еще кому-нибудь полезны?

- Кому мы можем их рассказать? (Отнести малышам, для игры в «Дом»)

-У нас еще остались бобы, кто готов помочь?

Задает вопросы, вовлекает детей в совместное дальнейшее планирование, проявляет внимание к детским высказываниям

 

Планируют деятельность в центрах активности

 

 

Количество просмотров: 5912  

Добавить комментарий

Target Image
1. Организация общего родительского собрания в детском саду
2. Как мотивировать ребенка?
3. Классный час «Нам не нужна война!»
4. Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР по теме «Путешествие в страну здоровья»
5. Развлечение на улице для подготовительных групп (дети 6-7 лет) «Задорная санница»
6. Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по теме «Поможем петушку из сказки «Петушок и бобовое зернышко»
7. Открытый урок по теме «Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта «Шар в окошке», систематизация знаний о способах подготовки к пересказу»
8. Классный час «Реки России»
9. Конспект музыкально-познавательного занятия по закреплению знаний дошкольников о музыкальных инструментах с использованием программируемой игрушки «Умная пчела»
10. Развитие речи детей раннего возраста посредством сказок
11. Разработка классного часа «Секреты здоровья»
12. Речевое развитие дошкольников посредством приобщения детей к художественной литературе
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы