Развитие связной речи дошкольников через театрально-игровую деятельность

 
 

Лычко Дарья Евгеньевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Пересыпкина Надежда Алексеевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Развитие связной речи дошкольников через театрально-игровую деятельность

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может вполне понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Театрально-игровая деятельность предоставляет каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы, является одним из важных средств развития детей дошкольного возраста.

Театрально-игровая деятельность помогает в развитии детей, так как ребенок-дошкольник с ее помощью раскрепощается, пытается раскрыть свое «Я», а самое главное – пополняется речевой запас, речь становится более понятной. Дети в младшем возрасте накапливают словарный запас и учатся говорить правильно, а театрально-игровая деятельность помогает им в этом.

В начале года наблюдая за детьми в самостоятельной, игровой и в непосредственно образовательной деятельности, мы видим, что у некоторых воспитанников низкий уровень речевого развития, коммуникативных навыков, умения взаимодействовать друг с другом. У многих детей недостаточный словарный запас, не все дети могут отвечать на вопросы взрослого. Низкая речевая активность мешает при общении со сверстниками. Им бывает трудно найти друзей. Часто эти дети вообще не могут себя занять каким-либо делом. Большинство детей очень стеснительны и закрыты в себе, они стараются изолироваться от всех. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. В то же время общение влияет на формирование самостоятельности и уверенности в себе, учит концентрации внимания.

Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Мы учим детей замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое мышление, воображение, речь. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи во всех видах работы с детьми, где мы развиваем воображение, фантазию, мышление, речь.

Система нашей работы состоит из нескольких взаимосвязанных этапов. На первом этапе идет знакомство с театром. Мы рассказываем детям о том, что это за место, зачем туда приходят люди, что в театре интересного, как нужно себя вести во время представления, чтобы не мешать другим и ничего не пропустить.

Посещение театра – всегда праздник. И каждый раз, когда к нам в детский сад приезжает театр, для детей это особенная радость. Дошкольники с огромным удовольствием наблюдают за тем, что им показывают на представлении. Дети на спектаклях реагируют на происходящее очень эмоционально, искренне. Они предупреждают положительных героев об обмане или опасности, переживают, когда герой попадает в беду, радуются, когда все заканчивается хорошо. Восторг от просмотра у всех. В группе ребята наперебой рассказывают о том, что больше всего им понравилось. Дома дети тоже делятся своими впечатлениями с родителями.

На втором этапе начинается работа непосредственно над постановкой. Мы используем разнообразные формы и методы: чтение сказок, беседы, демонстрацию видеоматериалов, иллюстрации, презентации. После этого детям самим хочется создать свою сказку и стать главным ее героем. Ребята с большим интересом смотрят наши презентации «Путешествие в сказку», «История театра» и т.д. Применение презентаций делает работу над постановкой не только увлекательной, но и усиливает усвоение нового материала. Вместе с детьми мы разучиваем песни, потешки, скороговорки, активно используем пальчиковую гимнастику. Все это помогает нам развить у детей воображение, фантазию, мышление, речь.

В своей работе с детьми мы используем различные виды театров, которые есть в театральном уголке нашей группы:

– Костюмированный или ролевой театр – это театр, где дети (взрослые) берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценируют песни. Для лучшей наглядности детям нужны костюмы. Их можно купить в магазине или сшить самим.

– Настольный театр. Название такого вида театра говорит само за себя – игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности.

– Пальчиковый театр. Атрибуты одеваются на пальцы. Ребенок или взрослый «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

– Театр игрушек. Это плоскостные или обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Сценическая площадка – детский стол.

– Театр кукол би-ба-бо (или театр «Петрушки»). Театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три полных пальца руки – вроде перчатки. Эти куклы можно приобрести в детских магазинах или сделать самим. Голова может быть сделана из разных материалов: дерева, пластилина, пластмассового шарика, но обычно из папье-маше. А можно использовать старые куклы или резиновые игрушки, которые вы, возможно, собрались выбросить.

– Театр на палочках. Для изготовления этого театра понадобятся палочки и силуэты персонажей, изготовленные из картона.

– Театр масок. Иногда достаточно надеть маску, чтобы превратить ребенка в актера. Изготавливаются маски-шапочки по размерам головы исполнителя. Это могут быть вязаные шапочки или нарисованные на картоне персонажи, которые крепятся резинкой вокруг головы.

С помощью этих видов театров мы учим детей ориентироваться в пространстве, равномерно распределяться по сценической площадке, строить диалог с партнером на заданную тему, развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное, слуховое внимание, память, мышление. Выбирая материал для инсценировки, мы отталкиваемся от возрастных возможностей, знаний и умений детей, расширяя их творческий потенциал. Также в своей работе с детьми большую роль уделяем речевой гимнастике. При помощи речевой гимнастики формируем у детей правильное, четкое произношение.

Работая над актерским мастерством, используем этюды на выражение основных эмоций. Чтобы дети могли видеть себя в различных моментах театрализованной игры, предлагаю им посмотреть в зеркало. Дети с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируют их движения, голоса.

Третий этап работы – это показ готовой театральной постановки для родителей воспитанников, после которой дети высказывают свои впечатления, что также полезно для развития речи. Затем мы устраиваем показ готового спектакля детям других групп нашего детского сада.

Кроме этого включаем элементы театрализации в непосредственно образовательную деятельность. Чтобы такая строгая наука, как математика, стала интересной, проводим её в форме театрализованного представления. Через театрально-игровую деятельность детям легче усваивать знания, запоминать цифры, получать первые представления о времени, пространстве, а самое главное, творчески мыслить и находить правильное решение.

Театрализованная деятельность пронизывает все режимные моменты, включается в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее, продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты) вносятся в содержание праздников и развлечений.

 

Количество просмотров: 5663  

Добавить комментарий

Target Image
1. Взаимодействие с семьями воспитанников в современных условиях
2. Полиэтнические группы в детском саду – реальность XXI века
3. «Кто нас защищает?»: проект краеведческой направленности в детском саду
4. Развитие связной речи дошкольников через театрально-игровую деятельность
5. С чего начинается Родина
6. Музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста
7. Песочная мультипликация в детском саду
8. «Юные ремесленники»: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
9. Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях вызовов новой реальности
10. Ранняя профессиональная ориентация в педагогической деятельности педагога дошкольного учреждения
11. Портфолио группы как инструмент взаимодействия ребенок – родитель – воспитатели
12. Использование игровых технологий в математическом развитии детей дошкольного возраста
13. Развитие связной речи у младших дошкольников в различных видах деятельности
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы