Приемная семья – взгляд сквозь века

 
 

Стахович Андрей Павлович,

заместитель директора ГБУСО НСО СРЦН «Снегири»,

член союза журналистов России

 

Приемная семья – взгляд сквозь века

Мы настолько привыкли к словосочетанию «приемная семья», что уже давно ничуть не задумываемся над его историей. А между тем она достаточно познавательна. Для нашего государства проблема семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всегда рассматривалась с уклоном на благодеяние с целью нравственного развития ребенка, т.е. в контексте, как бы мы сказали современным научным языком, педагогики. Общество постоянно генерировало идеи и силы, готовые оказать сироте благосклонное внимание, присмотр, покровительство.

В свои семьи принимали осиротевших детей князья. Хорошо известен исторический факт об оказываемом попечении сыновьями Владимира Мономаха. Особенно крепки были семейные устои в крестьянских общинах. Наиболее распространенной формой призрения потерявших родителей детей односельчанами являлось поочередное кормление по домам. Семья в народном коллективном сознании продолжала оставаться наиболее благоприятной средой воспитания и взросления человека.

Прообраз приемной семьи в ее современном юридическом и социально-педагогическом смысле начинает формироваться в России в 70 – 80-е годы XVIII века. Юридическое оформление данная практика получила в Указе от 7 (18) ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Суть состояла в том, что новорожденные дети, поступавшие в воспитательные дома Санкт-Петербурга и Москвы, по достижении ими двухмесячного возраста передавались по договору за вознаграждение кормилицам в деревенские семьи, где содержались сначала в течение 9 месяцев, а несколько позднее и до достижения ими возраста 2-3 лет, после чего возвращались назад.

Основная особенность состояла в том, что приемная семья рассматривалась не как самостоятельная форма устройства детей в семью, а как элемент воспитания ребенка в воспитательном доме. В числе же иных особенностей можно назвать следующие: передаче в семью подлежали только новорожденные и только питомцы воспитательных домов обеих столиц; дети передавались исключительно в крестьянские семьи, получавшие за это плату, и на достаточно короткий срок. Причиной такого решения стала огромная, достигавшая 85,3 %, смертность детей в воспитательных домах.

По инициативе императрицы Марии Федоровны, назначенной в 1797 году «главною начальницей» Императорского Человеколюбивого общества, была введена широкая практика передачи детей в крестьянские семьи государственных деревень. Для того чтобы подчеркнуть значение воспитания в новой семье, предусматривалось финансирование не только ребенка, но и его родителей-воспитателей. Еще по Указу Петра I от 31 января 1712 года «приставленным на год воспитателям выдавалось на год денег по три рубли, да хлеба по полуосьмине на месяц, а младенцам на день по три деньги».

Срок пребывания детей в приемной семье был увеличен (для мальчиков до 17 лет, а для девочек – до 15) до достижения ребенком возраста брачной дееспособности. Тем самым институт приобрел статус самостоятельной формы устройства детей на воспитание в семью и перестал играть роль некоего дополнения к воспитанию ребенка в специализированном учреждении.

Отправленные в деревни питомцы оставались в семействе крестьян до полного совершеннолетия – то есть до 21 года, а потом их записывали в «податное сословие». Незначительная оплата за воспитание производилась по большей части до достижения ребенком 10-летнего возраста. Для наблюдения за крестьянами-воспитателями определялись особые окружные врачи и надзиратели.

По сводным данным о призрении подкидышей и внебрачных детей к 1914 году формируется несколько видов замещающего семейного патронажа: отдача на вскармливание, на воспитание, в обучение «мастерствам», на содержание в семье школьника и отдача в услужение. Тамбовское земство в 1913 году в виде опыта учреждает городской патронат, т.е. раздачу младенцев на грудное вскармливание или искусственное кормление городским обывательницам на дом с постоянным надзором за такими детьми со стороны приютского персонала. Во многих губерниях детей отдают только в семьи, обладающие известным достатком, местами – только лицам бездетным или малодетным.

Любопытной с современной точки зрения была практика вскармливания младенцев в Воспитательных домах родными матерями. В 1890 году число таковых только в Северной столице составляло 1050, а в 1904 – уже 8127 человек. Многие из них брали своих детей на дом, продолжая получать за это оплату. Собственная семья становилась условно приемной, а мать и ребенок попадали под общественный контроль. Весьма приемлемый способ и для современности, особенно в ситуации вторичного сиротства у выпускниц интернатных учреждений.

Первый Всероссийский съезд деятелей по общественному и частному призрению, состоявшийся в 1910 году, открыл поход против «приютской» системы воспитания именно с педагогических позиций, как не подготавливающей детей к практической жизни. Впервые прозвучал призыв обращения к западному опыту, где благотворительные общества старались разместить сирот в замещающих семьях.

Итак, семьи, о которых идет речь, не назывались приемными, но имели все необходимые для этого характеристики, а именно: получали ребенка вне юрисдикции собственной общины; брали детей, предварительно приписанных к определенным государственным учреждениям; имели некровное родство с принимаемым ребенком, принимая его на воспитание с целью подготовки к самостоятельной жизни; действовали определенное время; получали вознаграждение, оставаясь под патронатом специалистов и общественности.

Обращались государственные учреждения за помощью к семье и в первые годы советской власти, когда не справлялись с огромным потоком беспризорников. Всероссийский центральный исполнительный комитет партии большевиков и Совет народных комиссаров принимают 6 февраля 1928 мая Постановление «О передаче воспитанников детских домов в крестьянские семьи» и 28 мая 1928 года Постановление «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках».

Процедура происходила на основании письменного обращения того лица, которое намеривалось принять несовершеннолетнего. Содержание детей осуществлялось за счет местных средств. В Западно-Сибирском крае в 1921 году было зафиксировано 20 тыс. детей, поступивших в 348 детских воспитательных заведений для сирот. В 1928 году в специальных учреждениях осталось только 7633 ребенка. Остальные были розданы в семьи.

С частью их заключались договоры, дающие право на определенные льготы и субсидии, но в большинстве случаев группы детей «закрепляли» за сельскохозяйственными коллективами и фабриками. При таком распределительном принципе не всегда учитывалось желание обеих сторон, но главное требование выдерживалось очень строго: это должна быть семья, готовая воспитывать ребенка, преданного советской власти и умеющего добросовестно трудиться. В документах той поры можно встретить весьма характерные формулировки, например, «передать ребенка в семью передовика производства».

1 апреля 1936 года в Постановлении партии и правительства «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся» можно увидеть некоторые уточнения к принципам и целям создания приемных семей. Прежде всего, в название документа был внесен термин «воспитание». Это закрепляло приоритет целенаправленного воздействия на личность ребенка перед принципом сохранения жизни и здоровья. Кроме того, в названии появляется определение «патронат», подчеркивающее институциональный принцип жизнедеятельности приемной семьи и еще больше приближавший ее к современной социально-педагогической сущности. Расширяется и диапазон семей, теперь к ним относятся и государственные служащие.

Несмотря на все изъяны, обусловленные политическим и экономическим положением СССР, на перегибы в признании приоритета общественного воспитания над воспитанием семейным, институт приемной семьи сохранялся как социально-педагогическое явление вплоть до 60-х годов XX в. Взяв курс на строительство коммунистического общества, страна стала расширять систему общественных институтов воспитания, предполагая, что таким образом можно успешнее формировать социально мыслящих людей будущего.

Первым, кто попытался возродить идею приемной семьи, как специфической формы жизнеустройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стал Советский Детский Фонд. Созданный в 1987 году под руководством замечательного детского писателя А. Лиханова, он открывает первые детские дома семейного типа. Конечно, это был агломерат привычного коллективного воспитания (детский дом) и воспитания семейного (семейный детский дом). Ошибки при организации подобного рода заведений и бесконтрольность поведения родителей-воспитателей привели к тому, что данная форма жизнеустройства детей не была признана целесообразной. Вместе с тем, был создан прецедент возвращения в общественное сознание и социально-педагогическую практику самой идеи воспитания детей-сирот в замещающей семье.

Таким образом, кроме хорошо знакомых усыновления и опеки возникла объективная потребность создания такой семейной формы жизнеустройства сирот, в которой сочетались бы семейное и общественное воспитание, родительская любовь и контроль со стороны профессионалов. Необходимо было передать ребенка в семью, но обеспечить не просто его призрение, а целенаправленное воспитание по решению социальных проблем ребенка.

В результате подобных социально-педагогических экспериментов в новом Семейном кодексе появляется инновационная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – приемная семья.

Количество просмотров: 2028  

Добавить комментарий

Target Image
1. Эмоциональный интеллект ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Эмоциональное выгорание как инструмент развития личности ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Вторичное сиротство: причины и их преодоление ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
4. Стать отцом ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Поколение, воспитанное мультиками ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
6. Опасные взрослые игры ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
7. Воспитание особенных детей ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
8. Не хочу жить дома ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
9. Дайте детям шанс, и они сумеют удивить ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
10. Твой страшный секрет ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
11. Воспитание спортом ВЫПУСК №106, апрель 2023
12. Чего боится подросток ВЫПУСК №106, апрель 2023
13. Работа с подростками, находящимися в конфликте с законом ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Что нужно знать про горе ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
15. Дидактическая игра – ключ к развитию дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
16. Не хочу учиться… ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
17. Жить, не выгорая изнутри ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
18. Время взрослеть ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
19. Почему дети лгут? ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
20. Любовь не PRO отметки ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы