Личностно-ориентированный подход как основа воспитания и развития творческой индивидуальности ребенка через интеграцию хореографического и театрального искусства

 
 

Одинцова Евгения Валентиновна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 
 
 

Андриянова Оксана Николаевна,

методист высшей квалификационной категории

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Личностно-ориентированный подход как основа воспитания и развития творческой индивидуальности ребенка через интеграцию хореографического и театрального искусства

В современных условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов одновременно с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года активизируется развитие не только педагогики в самых разных её направлениях: гуманистическом, социальном, диагностическом, коррекционном, экспериментальном, педагогике сотрудничества и других, но и система дополнительного образования детей, которая является неотъемлемой частью непрерывного педагогического процесса.

Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных и воспитательных интересов детей, их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в групповом взаимодействии со сверстниками [2].

Специфика системы дополнительного образования связана с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогом и ребенком в двух направлениях: образовательном и культурно-досуговом, основывающемся на личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании детей.

По определению личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности [3].

Личностно-ориентированный подход создает такую образовательно-воспитательную среду, в которой реализуются индивидуальные интересы, склонности и потребности детей, эффективно накапливается личный опыт. Он предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, личностным особенностям и уровню воспитанности ребёнка.

Е. В. Бондаревская предлагает все средства поддержки, которыми пользуется педагог, разделить на две группы:

– к первой группе средств относится общая педагогическая поддержка детей. Это внимательное, приветливое отношение к детям, доверие к ним, привлечение их к планированию, использование разнообразных творческих форм, диалогичное общение, позитивная оценка достижений и т.д.;

– ко второй группе средств относится индивидуально-личностная поддержка, которая предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности и выявления личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка [1, С. 168].

Поэтому в дополнительном образовании используются различные виды деятельности, способствующие педагогической поддержке ребенка в его саморазвитии и самореализации.

Мною разработаны и успешно реализуются в МБУДО ЦДО «Алые паруса» 3 дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы художественной направленности: «Современная хореография», «Современный танец» и «КреАктив» стартового, базового и углубленного уровней, задающие вектор воспитания и обучения, в рамках которых организован процесс становления гармоничной и активной личностной позиции детей, а также формирование уникального жизненного стиля средствами хореографического искусства.

В Большом энциклопедическом словаре представлено определение гармонии (греч. harmonia – связь, стройность, соразмерность) «как соразмерности частей, слияния различных компонентов объекта в единое органичное целое» [4]. Под гармоничной личностью мы понимаем человека с развитыми различными качествами личности, с оптимальной организацией своей личности, при которой происходит их взаимодействие, взаимообогащение, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективности развития другого.

Основу моих программ составляет, с одной стороны, ориентация на общечеловеческие ценности мировой танцевальной культуры, а с другой – установка на развитие творческой индивидуальности ребенка через интеграцию хореографического и театрального искусства. Используя разнообразные и доступные для детей движения танцев, создаем совместно с ребятами разнообразные номера. Танцевальный репертуар нашего коллектива направлен на воспитание гармоничной личности ребенка, его гуманного отношения к людям, развитие духовно-нравственных ценностей, формирование в нем эстетических чувств через проживание танцевального материала в его сценографическом исполнении.

В моем хореографическом коллективе учащимся предоставляется возможность попробовать себя в различных ролях: танцовщик (разная степень исполнительского мастерства), хореограф, наставник, продюсер, режиссер, дизайнер костюма и сценического образа. Ребята прослушивают музыкальные темы, отбирая их под определенные номера. Каждый ребенок определяется с ролью или ролями и сроками для выполнения своего этапа работы.

При этом моя педагогическая задача – педагогическое сопровождение процесса творческой деятельности учащихся, обозначение двигательных и артистических дефицитов перед ребятами, осознание их ими и совместное выстраивание индивидуального маршрута саморазвития как участника, так и солиста ансамбля.

Совместно с ребятами дважды в год разрабатываем стратегии концертных театрально-хореографических программ, организуемых на базе АНО «Сибирский камерный театр» «13 трамвай» и презентуем широкой общественности.

Программы нацелены на то, чтобы на занятиях создавалась ситуация успеха. В связи с чем каждый ребенок мог осознать свои силы, верить в себя и коллектив, сохранять интерес и желание заниматься танцами.

Достижение успехов в танце порождает у детей чувство воодушевления, которое в дальнейшем обеспечивает новый, еще более высокий уровень успешной деятельности, что дает дополнительный толчок воображению и творчеству. Творческое воображение, в свою очередь, связано с логическим мышлением, особенно с такими его операциями, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Таким образом, танцевальное искусство развивает личность ребенка многосторонне, обеспечивает условия для самовыражения.

Танцевальные конкурсы – это отдельный мир, в котором ребята получают многогранный опыт (психологический, танцевальный, соревновательный, опыт общения). Мои ребята участвуют в конкурсах разного уровня от регионального до международного, организуемых на разных площадках в разных городах: Новосибирск, Омск, Барнаул, Красноярск, Санкт-Петербург, Москва. Конкурсы заряжают вдохновением. Заставляют детей сравнивать, анализировать, развиваться, расти профессионально и личностно. При планировании поездки организую наставнические пары. На протяжении всего обучения, а также участия в танцевальном конкурсе, осуществляю индивидуальную психолого-педагогическую поддержку детей, организуя работу наставнических пар на принципах самостоятельности и саморазвития.

Летом мы с ребятами не расстаемся. Продолжаем свое обучение, совмещая с разнообразным отдыхом. В этом году мы были на спортивно-туристической базе «Фанат», расположенной вблизи озера Ая, реки Катунь и знаменитой скалы Чертов палец. На протяжении отдыха мы с ребятами ходили на экскурсии, работали с актерскими тренингами и лексическим материалом. Итогом стала видеоработа – танцевальный клип «Стихии», отображающий и передающий танцорами разнообразные природные явления. Также ребята смогли поучаствовать в Международном танцевальном фестивале «Кубок Алтая».

Общая моя задача, как педагога, научить ребенка творить и не бояться реализовывать свои творческие идеи, создавая предпосылки для взращивания мобильных, гибких, творческих, способных мыслить неординарно людей, будущего кадрового потенциала региона, умело сочетающего богатый творческий потенциал, знания культуры своего региона, востребованного в условиях социально-экономического развития Новосибирской области.

Таким образом, использование личностно-ориентированного подхода в практике дополнительного образования на основе интеграции хореографической и театральной деятельности позволяет создать особое образовательное пространство, ориентированное не только на получение ребенком определенных знаний и умений, но и на педагогическую поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное – саморазвиваться и самореализовываться, пробовать себя в хореографической профессии, простраивая пути обучения и реализации.

Список литературы:

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999.

2. Дейч Б. А., Кучеревская М. О. Дополнительное образование детей как профессиональнаяпедагогическая деятельность: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С. 48.

3. Костюк, Г. А. Личностно ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе – ключевое направление всех прогрессивных педагогических технологий / Г.А. Костюк. // Образование и воспитание. – 2017. – № 5 (15). – С. 11-13 [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2937/ (дата обращения: 04.10.2022).

4. Современный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – URL: https://slovar.cc/enc/sovremenniy/1837840.html (дата обращения: 04.10.2022).

Количество просмотров: 2388  

Добавить комментарий

Target Image
1. Трансформация студии эстрадной музыки в условиях цифровизации
2. Художественное слово в век цифровой трансформации образования
3. Применение цифровых технологий в репетиционной деятельности и подготовке к итоговому отчетному концерту
4. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
5. Финансовая грамотность школьников в условиях общества потребления и преобладания безналичных расчетов
6. День открытых дверей как форма взаимодействия с родителями в центре развития дошкольников «Тимошка» МБУДО ДДТ им. В. Дубинина
7. Личностно-ориентированный подход как основа воспитания и развития творческой индивидуальности ребенка через интеграцию хореографического и театрального искусства
8. Учебно-методическое пособие «Логоритмика» как инструмент для развития чувства ритма на музыкальных занятиях у детей дошкольного возраста
9. Профильная смена «Калейдоскоп творчества» в системе дополнительного образования дошкольников
10. Мультимедийные технологии в хореографии. Опыт реализации в Заслуженном коллективе народного творчества Российской Федерации ансамбле народного танца «Сибирские узоры»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы