Учебно-методическое пособие «Логоритмика» как инструмент для развития чувства ритма на музыкальных занятиях у детей дошкольного возраста

 
 

Пономарева Юлия Викторовна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ им. В. Дубинина г. Новосибирска

 

Учебно-методическое пособие «Логоритмика» как инструмент для развития чувства ритма на музыкальных занятиях у детей дошкольного возраста

Для педагога по музыке всегда актуальным вопросом является раннее различение и развитие музыкальных способностей детей. Многолетний опыт моей работы показал, что применительно к музыкальным способностям особенно значимым является уровень развития чувства музыкального ритма.

Традиции музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста имеют давнюю историю, но в тоже время для нынешней музыкальной педагогики актуальным является вопрос о раннем различении и развитии музыкальных способностей.

В МБУДО ДДТ им. В. Дубинина реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Растем и развиваемся». В программе выделено 8 направлений творческо-познавательной деятельности. В рамках музыкального направления разработан учебно-методический комплекс по развитию музыкального ритма детей «Логоритмика. Музыкально-ритмические игры и упражнения для детей дошкольного возраста»: https://sites.google.com/view/logoritmika-timoshka.

«Логоритмика» – это комплекс игровых упражнений, включающий в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям дошкольного возраста в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

В логоритмике специалисты выделяют два основных направления в работе с детьми:

Первое направление предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление логоритмической работы: развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса, артикуляционной и мимической моторики, координация речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

В пособие входят несколько разделов:

– Развитие неречевых процессов. Ходьба и маршировка.

– Развитие внимания и памяти.

– Регуляция мышечного тонуса.

– Развитие чувства музыкального ритма.

Музыкально-игровая деятельность выполняет не только обучающую, воспитательную и коммуникативную функции, но также является способом снятия напряжения, оказывает положительное воздействие на ребенка, расширяет кругозор, развивает мышление и творческую активность.

Игры помогают сформировать первоначальные умения в музыкальной области, помогая справиться с переживаниями, которые возникают в процессе обучения. Занятия музыкальной логоритмикой в дошкольном возрасте благотворно влияет на развитие ребенка, его общих и музыкальных способностях и речевого развития в целом.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. К показателям развитости чувства ритма (ритмического слуха) относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки.

Ритмический слух развивается и в обучении игре на музыкальных инструментах. По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на инструментах (бубне, барабане, деревянных палочках, ложках, колокольчике и т.д.). Сначала педагог помогает детям попадать в такт музыке, потом их действия становятся все более самостоятельными.

Прослушав в исполнении педагога любой музыкальный отрывок несколько раз, дети сначала должны определить единицу пульсации, а именно: какие длительности являются здесь самыми короткими, а какие длинными. Дети, которые приходят на музыкальные занятия, обладают различным музыкальным опытом, различными задатками и различной музыкальной восприимчивостью. В качестве исходного положения нужно считать, что музыкальный слух (в том числе и ритмический) любого ребенка можно развить.

Например, равномерная пульсация проявляется в прибаутках и песнях в виде правильно повторяющихся ударов, следовательно, привычные движения (шаги), сопутствующие детским играм, соответствуют пульсации четвертей.

Непрерывность пульсации во время пения подкрепляется игровыми движениями. Следует формировать у ребенка способность чувствовать равномерную пульсацию в течение продолжительного времени. Одно и то же движение в различных играх может иметь разное значение. Например, удары сверху вниз могут обозначать разбивание орехов, забивание гвоздей молотком; взмахи рук – хлопанье крыльев, полет божьей коровки, полет орла; хлопки – удары тарелок (музыкального инструмента), щелканье орехов, гоготанье гуся и т.д.

Осознание ритма песен следует добиваться лишь после того, как дети вполне уверенно станут ощущать равномерную пульсацию и в состоянии будут точно передать ее в движениях без помощи педагога. Во время исполнения песен мы сначала можем выделить их ритм хлопками.

Для наибольшего успеха в усвоении ритмических формул детьми можно использовать игру «Эхо». Это упражнение, которое заключается в том, что педагог прохлопывает ритмические мотивы, а дети, подражая, точно повторяют каждый из них. Игра эта станет привлекательной и легкой, если ребенок не только будет подражать хлопкам, но и произносить при этом вслед за педагогом короткие тексты (частушки, прибаутки, песенки и т.п.).

Тексты ритмических мотивов следует придумывать в соответствии с обстоятельствами, с окружением, с настроением детей, со временем дня, временем года и т.д. Их следует всегда сопровождать движениями и звуками (хлопками, отстукиванием, ударами по барабану) с тем, чтобы ритм передавался также и в движениях ребенка, а указанные звуки подчеркивали ритмические фигуры.

Также можно предложить детям самим придумать простые фразы и самостоятельно прохлопать их перед группой. Особенно их воодушевляет, если вопросы-ответы (фразы) включаются в игровую ситуацию.

В каком бы смысле ни говорилось о развитии чувства ритма, оно всегда должно проводиться в процессе исполнения различных песен, прибауток – то есть на живой музыке.

Данное пособие поможет педагогам организовать музыкальные занятия интересно, разнообразно и продуктивно.

Количество просмотров: 2926  

Добавить комментарий

Target Image
1. Трансформация студии эстрадной музыки в условиях цифровизации
2. Художественное слово в век цифровой трансформации образования
3. Применение цифровых технологий в репетиционной деятельности и подготовке к итоговому отчетному концерту
4. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
5. Финансовая грамотность школьников в условиях общества потребления и преобладания безналичных расчетов
6. День открытых дверей как форма взаимодействия с родителями в центре развития дошкольников «Тимошка» МБУДО ДДТ им. В. Дубинина
7. Личностно-ориентированный подход как основа воспитания и развития творческой индивидуальности ребенка через интеграцию хореографического и театрального искусства
8. Учебно-методическое пособие «Логоритмика» как инструмент для развития чувства ритма на музыкальных занятиях у детей дошкольного возраста
9. Профильная смена «Калейдоскоп творчества» в системе дополнительного образования дошкольников
10. Мультимедийные технологии в хореографии. Опыт реализации в Заслуженном коллективе народного творчества Российской Федерации ансамбле народного танца «Сибирские узоры»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы