Благотворительная ярмарка как способ организации трудового воспитания в системе дополнительного образования детей

 
 

Живетьева Анастасия Владимировна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Благотворительная ярмарка как способ организации трудового воспитания в системе дополнительного образования детей

Трудовое воспитание является сегодня одним из актуальных направлений воспитательной деятельности. Согласно Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», одной из ключевых традиционных российских ценностей признается созидательный труд, приоритет духовного над материальным (п.5). Важность и необходимость ориентира на общественно полезный труд в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Большие возможности трудового воспитания детей есть у сферы дополнительного образования.

Дополнительное образование дает ребенку опыт (навык) организации своего свободного времени в производительной деятельности. Ребенок приобретает опыт осмысленного и продуктивного проведения собственного досуга, который сможет применять во взрослой жизни. Он получает поле деятельности, в котором может уважать себя, как созидающую личность; производить что-то, что не могут другие. Также, к счастью, радует запрос со стороны родителей: большинство современных родителей хотят видеть своего ребенка не «идеальным потребителем», а творческим человеком, умеющим делать что-то своими руками и осознающим ценность чужого труда.

Возможности изобразительной деятельности в воспитании потребности к созидательному, творческому труду невероятно велики. Ребенок в процессе обучения выполняет все те же этапы работы, что и взрослый профессиональный художник, сразу видит результат своего труда, а также реакцию окружающих на этот результат. У ребенка есть стимул стараться, делать работу качественнее, аккуратнее, выразительнее.

Художественный труд ребенка так же, как и труд взрослого профессионального художника, включает в себя следующие этапы:

– целеполагание;

– эскизирование (разработка вариантов);

– выполнение работы с учетом технологической последовательности и технологических особенностей изготовления изделия;

– представление результатов своего труда.

Завершающий этап очень важен. Он позволяет ребенку почувствовать удовлетворение от сделанной работы. Получение обратной связи со зрителем – очень важный в художественном творчестве момент. Педагог дополнительного образования должен продумать, каким образом ребенок получит не только похвалу от наставника или родителя за хорошо выполненное задание, но и представит результат труда сторонним зрителям. Иными словами, педагог должен самостоятельно создавать, продумывать, режиссировать ситуации успеха, в которых ребенок сможет увидеть востребованность и общественное одобрение результатов своего труда. Рассмотрим разные варианты представления результатов художественного труда.

Выставки. Отчетные выставки изостудии «Звёздочки» МБУДО ЦДО «Алые паруса» проводятся в рамках годового плана Центра дополнительного образования «Алые паруса» три раза в год: в конце октября, в конце февраля и в начале мая. Учащиеся изостудии принимают также участие в общих учрежденческих выставках в конце декабря и в апреле-мае. Тематические выставки бывают приурочены к какому-либо событию, выставляются в течение учебного года. Также учащиеся регулярно принимают участие в выставках различного уровня не на базе ЦДО «Алые паруса».

Подарки и сувениры. Изготовление подарков и сувениров к праздникам – обычная практика в рамках программы «Детская художественная мастерская. Школьники» изостудии «Звёздочки». Дети не покупают, а изготавливают своими руками уникальный подарок для близких людей. Например, весь декабрь в изостудии работает новогодняя мастерская. К сожалению, в настоящее время Новый год из семейного праздника превратился в часть индустрии развлечений и праздник потребления. Дети ждут разнообразных подарков, новых развлечений и ощущений. В своей образовательной деятельности мне хотелось бы сместить акцент с ожидания подарков от Деда Мороза и родителей на изготовление и вручение самостоятельно выполненных и красиво упакованных подарков близким, а также украшение помещения мастерской собственными силами учащихся для создания предпраздничной атмосферы. Как показывает опыт, дети с удовольствием включаются в этот трудовой процесс, превращаются из ожидающего объекта в субъекта, производящего и дарящего красивые вещи. Это помогает почувствовать свои силы и повысить самооценку.

Ярмарки. Один из форматов представления продуктов творческого труда – благотворительная ярмарка. Для такой ярмарки дети изготавливают поделки, сувениры на продажу, а выручку передают благотворительной организации.

В данной статье особо хотелось бы рассмотреть процесс подготовки к Благотворительной ярмарке 2022 года в рамках поддержки Центра реабилитации хищных птиц, действующего в Новосибирске на протяжении более 10 лет. Это объединение волонтёров, занимающихся помощью попавшим в беду животным, а именно: лесным, певчим, хищным и другим птицам, млекопитающим, экзотическим животным; их лечением, реабилитацией, подготовкой к выпуску и выпуском в естественную среду обитания, если это представляется возможным.

Ярмарка проходила в ноябре 2022 года на базе ЦДО «Алые паруса» (ул. Советская, 93).

В ярмарке принимали участие объединения художественной направленности. Учащиеся изостудии «Звёздочки» подготовили выставку, посвященную диким птицам России.

С рисунков, выполненных гуашью на листах формата А3, были сделаны в типографии репродукции-открытки, представленные на ярмарке.

Также учащимися изостудии были подготовлены керамические сувениры-совята. Работу по созданию сувениров мы с ребятами начали со стимульно-теоретической части – стимулирования желания ребенка заниматься разработкой заданной темы с помощью интересно представленной информации.

Мотивационным предварением созидательного труда стал рассказ о деятельности Новосибирского центра реабилитации хищных птиц, об организации ярмарки в помощь Центру. Детям было предложено слепить из глины два абсолютно одинаковых сувенира символа Центра – один для себя, второй для реализации на благотворительной ярмарке. На экране проецировались фотоизображения птенцов сов разных видов, обсуждались с детьми их особенности: форма тела, цвет, расположение глаз и т.д. Мы вспомнили о двух способах изображения: реалистичном и стилизованном – и решили, что для данных сувениров подходит стилизованный метод изображения.

Начиная показ технологических приемов, напомнила учащимся о профессии художника-керамиста, о том, что керамисту приходится изготавливать по несколько одинаковых сувениров за один рабочий день. Такой способ можно назвать «творческим конвейером». Чтобы ускорить работу, процесс разбивается на этапы: например, сначала выполняются корпуса фигурок, затем лапы для всех фигурок, затем хвосты и т.д. Это позволяет убыстрить рабочий процесс и увеличить количество сделанных сувениров. Именно в роли профессиональных керамистом было предложено выступить детям: попробовать на данном занятии сначала выполнить корпусы сов, затем крылья, затем остальные детали. Далее я просила детей вспомнить, каким образом обрабатывается кусок глины перед началом работы, каким способом части присоединяются друг к другу. Показала приемы изготовления корпуса совы в виде полого шара. Предложила детям назвать способы изготовления деталей – каким образом можно вылепить два одинаковых хвоста? Четыре одинаковых крыла? Также напомнила учащимся о разных способах передачи фактуры перьев совы. Дети предложили свои варианты.

Затем, как профессиональным керамистам, учащимся предстояла самостоятельная работа над двумя сувенирами.

Завершилось подготовительное к ярмарке занятие традиционным подведением итогов. Рассматриванием и обсуждением выполненных изделий, определением в ходе обсуждения сильных и слабых сторон каждой работы. Положительная оценка при этом давалась каждому ребенку (важно было отметить «плюсы» в работе каждого ребенка).

Ноябрьская благотворительная ярмарка для Центра диких птиц прошла успешно. Дети были очень довольны результатами. У них сложилось позитивное отношение к волонтерскому труду, появилось желание помогать птицам, попавшим в беду. Дети также почувствовали востребованность результатов своего труда у других людей, что, конечно же, влияет на рост самооценки и самоуважения ребенка, уважения как к собственному созидательному труду, так и к труду других.

Количество просмотров: 1693  

Добавить комментарий

Target Image
1. Непрерывность исторической памяти в системе воспитательной работы учреждения
2. Формирование педагогического коллектива в учреждении дополнительного образования
3. Формирование экологического мировоззрения учащихся через интеграцию разных направлений технического творчества в рамках летней профильной смены «Город будущего»
4. Благотворительная ярмарка как способ организации трудового воспитания в системе дополнительного образования детей
5. Ранняя профессиональная ориентация детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования
6. Играем на фортепиано…Современные средства и технологии развития у детей интереса к процессу обучения
7. Проектная деятельность в школе раннего развития «Пчёлка» и студии «Умка»
8. Игровой метод при подготовке спринтера углубленного уровня обучения
9. Формирование нравственно-этических ориентиров средствами дополнительного образования художественной направленности
10. Методическая площадка для преподавателей детских школ искусств Новосибирского района
11. К вопросу об использовании приемов геймификации на уроках музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств
12. Взаимодействие педагогов с родительской общественностью в системе дополнительного образования
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы