Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и на внеурочных занятиях

 
 

Задонских Татьяна Михайловна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МКОУ-Новокузьминская ООШ Ордынского района

Новосибирской области

 

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и на внеурочных занятиях

В современных образовательных условиях учение больше не рассматривается как передача информации от педагога к учащимся. Обучение выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения учащимися знаниями и приобретения опыта решения проблем. Активная позиция школьника в учении приводит к изменению представлений о характере взаимодействия ученика с педагогом и одноклассниками.

Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают применение педагогических средств, методов, технологий, которые позволяют формировать метапредметные и личностные образовательные результаты.

«Мета» означает стоящее «за», «через», «над». Метапредметный результат – это навыки и способности, деятельностные умения, необходимые для самостоятельного изучения любого предмета и оперирования с информацией, осуществления различных видов деятельности. Метапредметные результаты сгруппированы по трём направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение овладевать познавательными универсальными учебными действиями, коммуникативными универсальными учебными действиями и регулятивными учебными действиями. Овладение  познавательными универсальными учебными действиями предполагает умение использовать базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работать с информацией. Овладение системой коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной деятельности. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями включает умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта.

Основа современного образования – системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию

ФГОС предусматривает групповые и (или) индивидуальные учебные проекты, которые выполняются обучающимися в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность. Выбор темы проекта осуществляется обучающимися. Результатом проекта является одна из следующих работ: письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и другие); художественная творческая работа (в области литературы), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации.

Проект оценивается по критериям сформированности познавательных универсальных учебных действий, включающих способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, умение поставить проблему и выбрать способы её решения, в том числе поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других; предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий; регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

На основе анализа важнейших образовательных нормативных документов ставлю перед собой педагогическую задачу – показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут пригодиться им в жизни, дать ученику алгоритм понимания информационного источника, необходимого для познания. И еще важно, что решаемая учеником учебная задача будет связана с жизнью, она будет значима для ученика. А этому хорошо способствуют проекты. В структуру своих уроков русского языка и литературы ввожу основные типы проектов:

– ознакомительно-ориентировочные, или информационные проекты, направленные на работу с информацией об известных лингвистах, о биографии писателей, поэтов. Продуктами таких проектов выступают рефераты о жизни знаменитых людей: эти рефераты ученики оформляют на листах формата А4 и помещают на специальных стендах в кабинете русского языка. Рефераты использую при подготовке и проведении информационных внеурочных мероприятий, классных часов, посвящённых биографиям знаменитостей;

– творческие проекты отличает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структуру проекта обсуждаем с ребятами, проект развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников. Это были сочинения на выбранную тематику (о маме, о папе, о любимом домашнем питомце, об увлечении, о любимом уголке природы, о любимой книге и т.д.), драматическая постановка (вместе с ребятами написали пьесу на основе сказки О.Уальда «Мальчик-звезда» для школьного театра), мультимедийный компьютерный проект (ученики с интересом готовят презентации к итоговым урокам об изученных частях речи, презентации-визитки литературных героев: помещают иллюстрации, предполагают, что мог бы герой написать о себе, какими мыслями хотел бы поделиться, какими увлечениями жил, где бывал, что читал);

– практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников: мы создавали справочный материал (из страниц старых учебников вырезали орфографические правила, наклеивали на альбомные листы согласно нумерации – получался личный справочник, так же сделали справочники о порядке морфологического разбора всех частей речи) и наглядные пособия: таблицы о корнях с чередующимися гласными, о видах односоставных предложений, о группах сочинительных и подчинительных союзов, о порядке синтаксического разбора простого предложения и о второстепенных членах предложения; какой материал необходим, предлагали сами ученики, исходя из собственных трудностей и потребностей в зрительной наглядности.

На основе проектной деятельности строю также и внеурочные занятия. Подробнее расскажу о создании нескольких коллективных творческих проектов. Проект «Новогодняя сказка, или Вечер накануне Школьной ёлки» представляет собой книгу-брошюру в виде напечатанного текста сказки с подобранными к тексту иллюстрациями. Идею написать сказку с коллективным авторством предложила я ребятам, посещающим кружок «Мастерская слова» в 2020-2021 учебном году. Учащиеся с интересом приняли предложение. Работали в режиме «Мозговой штурм», немного изменив суть метода. Группа учеников выдвигала множество идей, генерировала повороты сюжетов, сочиняла реплики героев, а я выступала в качестве «крепости», которую штурмуют: критиковала определённые моменты («держала оборону») или хвалила, принимала, одобряла («сдавалась победителям»). Работа шла легко, быстро, фантазия детей была безгранична. Форма организации деятельности – групповая. Выбрали секретаря (вёл записи сюжетных линий, диалогов героев и т.д.), наборщика текста, иллюстратора, ответственного за распечатывание, они же были генераторами идей, вдохновлёнными сочинителями. Результат проекта – написанная коллективная сказка. В мае 2023 года учащиеся приняли результативное участие во Всероссийском конкурсе «Большой фестиваль» в номинации «Коллективная книга». Выбирали из нескольких возможных тем: «Космос», «Экологические сказки», «Вокруг меня мир», «Письмо Солдату». Большинство ребят проголосовали за тему «Письмо Солдату». Формы организации работы этого проекта были комбинированные: индивидуальная работа составляла основу (участник писал текст и самостоятельно иллюстрировал его собственным рисунком), фронтальная работа возникала эпизодически по мере необходимости обсуждения рабочих моментов, при групповой работе применялся «Бригадный метод», когда малые группы учеников выполняли своё задание: 1 группа оформляла титульный лист, 2 группа соединяла тексты и иллюстрации, 3 группа отвечала за грамотность и культуру речи текстов, результаты принимала и оценивала я. Наша команда стала Призёром Всероссийского этапа Большого Фестиваля.

Преимущества групповой организации проектной деятельности я вижу в том, что осуществляется активизация познавательной деятельности через организацию совместных действий, при этом у обучающихся развиваются умения работать в коллективе и индивидуально, руководить, брать на себя ответственность за какое-либо дело, подчиняться. У учеников возникают и позитивно развиваются межличностные отношения, умение рефлексии совместной деятельности.

Суть такого метода вижу в том, чтобы стимулировать интерес обучающихся к учебным проблемам, предполагающим владение определёнными знаниями и показать практическое применение полученных знаний и умений. Ученикам нравится делать что-то интересное самостоятельно или в группе, используя свои возможности. Проектная деятельность – это деятельность, позволяющая обучающимся проявить свои таланты, творческие способности, принести пользу школе, классу, продемонстрировать свой продукт. Проектная деятельность - это средство развития и воспитания детей, которое учит ребят целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу, поиску нужной информации, презентации своей работы. Проектная деятельность помогает совмещать при организации обучения современные информационно-компьютерные технологии, личностно-ориентированное обучение и самостоятельную работу обучающихся. Я строю обучение на активной основе, через целесообразную деятельность учеников, считаюсь с их личной заинтересованностью в этом знании, в создании творческого продукта.

Метод проектов использую не вместо предметного обучения, а наряду с ним, интегрированно, как компонент образовательной программы. Считаю, что метод проектов помогает ученикам осознать роль информации, необходимость знаний в жизни и в школьном образовательном процессе. Ученики овладевают культурой мышления, осознают важность образования и самообразования для жизни и деятельности, умеют применять полученные знания на практике.

Главной своей профессиональной задачей сегодня считаю следующий постулат: необходимо не только передать знания и не только научить, а организовать познавательную деятельность, в ходе которой ученик сам научится получать знания. Учу не только на образцах, эталонах, но и на ошибках. Грамотно сконструированная и выверенная по законам дидактики «учебная ошибка» создаёт на уроке проблемную ситуацию, а необходимость разрешения проблемы побуждает ученика к активным действиям. При переходе на образовательные стандарты второго поколения акцент делается не просто на деятельности, а на активности самого субъекта в этой деятельности, результатом которой являются те смысловые и ценностные новообразования, которые обеспечивают становление человека именно как субъекта собственной жизнедеятельности. Деятельностный подход в реализации образовательных стандартов второго поколения нацеливает учителя на поиск и стимулирование внутриличностного развития учащихся, на запуск механизмов самоизменения, саморазвития личности школьника, определяющихся выбором ценностей и смыслов. Такие изменения возможны только при условии реальной свободы учащихся. Для этого учащийся должен иметь возможность свободного выбора деятельностей из различных вариантов (есть много путей, которыми можно прийти к результату), сам планировать, проектировать и организовывать деятельность, которая ему интересна, значимость и полезность которой он осознает. При организации урочной и внеурочной деятельности стараюсь дать школьникам опыт разрешения противоречий (алгоритмы и средства), опыт сотрудничества и совместной деятельности (включая её организацию, способы субординации и координации, распределение ролей), опыт самоанализа своих потребностей и способностей.

Сегодня сложно в сфере образования не развиваться, не применять инновационные технологии и методы, потому что образование больше не трактуется как линейный учебно-воспитательный процесс. Поэтому считаю, что моя основная профессиональная задача состоит в создании такой информационной образовательной среды, где ребёнок сможет раскрыть свои творческие способности, развить их, а также сформировать необходимые социальные навыки. Пересматриваю подходы к организации общения учащихся между собой и общения учителя с учащимися. Для меня стал востребован именно метод проектов, а вместе с ним и другие активные методы обучения.

Покажу это на примере проекта «История школы деревни Новокузьминка», над которым работали в 2021-2022 учебном году. В качестве основы я выбрала модель организации проектной деятельности В.В. Гузеева, которая  имеет следующие этапы:

1. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задач.

2. Обсуждение возможных вариантов исследования, их сравнение, выбор.

3.Самообразование проектировщиков, актуализация знаний при консультативной помощи учителя.

4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.

5. Исследование.

6. Обработка результатов и выводы.

7. Анализ успехов и ошибок.

По отношению к исполнителю (учащемуся) работа над проектом, как правило, проходит по следующим этапам:

– мотивация, формирование интереса;

– целеполагание, ориентация (предварительная проработка темы проекта и собственных возможностей в плане его выполнения);

– планирование этапов проекта;

– сбор данных, предварительная обработка материала;

– выбор основных алгоритмов окончательной обработки материала;

– выполнение содержательной части проекта;

– рефлексия;

– оценка;

– коррекция.

Проектная деятельность началась с мотивации. Выяснили, что школьному сообществу мало известна история возникновения и развития нашей школы. Это расценили как проблему. Ученики загорелись идеей узнать как можно больше об истории своей школы. Мотивация состоялась. Главное условие мотивации — наличие интересной, занимательной для ученика, познавательной темы проекта. Обозначили задачи, продумали возможные источники информации, которые нужно исследовать в рамках намеченной тематики. Они выдвигались самими учениками (с моей подачи – с помощью наводящих вопросов, создания ситуаций, способствующих определению этих проблем и т.п.). Здесь я использовала метод «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением. Привлечение учеников к обсуждению содержания предстоящей проектной работы также выполняло мотивирующую и мобилизующую роль.

На следующем этапе происходило распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиск информации, выдвижение творческих решений.

Скажу про свою роль, ведь реализация проекта всегда ведёт к изменению ролевой функции педагога. Из носителя готовых знаний я превратилась в организатора познавательной деятельности своих учеников. Я не предлагала готовую информацию, выисканную мной, а ориентировала учащихся на разнообразные виды самостоятельной работы, разные варианты деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. В нашем случае это было внимательное изучение глав книги ордынского исследователя О.М. Лыкова «Звёзды над Обью», запрос информации в архиве и в краеведческом музее районного посёлка Ордынское, сбор школьных фотографий у населения деревни и самое интересное – встречи с выпускниками школы, начиная с выпуска послевоенных лет и заканчивая выпуском 2000 года, встречи с ветеранами педагогического труда. Встречи всегда проходили в душевной атмосфере, с чаепитием. Беседы каждой встречи записывались.

Затем следовала самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным задачам. Этот этап включал в себя промежуточные обсуждения полученных данных и написание глав проекта. Каждая встреча – новая глава. Над созданием проекта работали на кружке «Мастерская слова» весь учебный год. Писали главы, корректировали ошибки. Проект представили на школьном и на муниципальном уровне. Он был опубликован на сайте Профсоюзной организации педагогов Ордынского района, о проделанной работе было упомянуто в публикации в муниципальной «Ордынской газете».

Завершающий этап проектной деятельности – коллективное обсуждение, экспертиза (обсуждение учительским и родительским коллективом), получение результатов внешней оценки.

Грамотно выстроенный и справедливо оцененный учебный проект стимулирует всякую учебную деятельность самих учеников, потому что учебное проектирование, как считает В. В. Гузеев, отличается тем, что оно:

– личностно ориентировано;

– допускает использование множества дидактических подходов;

– самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённости учащихся в работу по мере её выполнения;

– поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях;

– позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретной ситуации;

– приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

Метод проектов позволяет разумно сбалансировать академические знания и практические умения, его ведущий принцип – это движение от теории к практике. Одна лишь сумма знаний недостаточна для ребенка, выпускающегося из школы в мир, обильно насыщенный информацией, пользоваться которой поможет именно сформированное участием в самых разных проектах рефлекторное и аналитическое мышление. Ученику важно научиться жить и работать в изменчивом мире, где постоянно обновляются большие блоки информации и необходимо вовремя оценить её значимость, проанализировать и использовать в своих целях. Это и есть современная технология проектной деятельности и творческой работы – то, к чему следует подготовить ребёнка ещё до школы и чему необходимо обучить его в школе.

Литература:

1. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2013.

2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М., 2000.

3. Роготнева А.В., Л.Н. Тарасова и др. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС: метод. пособие – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015.

4. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. Изд.2-е, испр. – Волгоград: Учитель.

5. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015.

Количество просмотров: 1476  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности обучающихся
2. Развитие субъектности в процессе обучения английскому языку
3. Активизация познавательного интереса обучающихся с нарушениями слуха на уроках географии
4. Накопительное оценивание и проектная деятельность в старшей школе
5. Взаимодействие школы и районной библиотеки как эффективный механизм формирования читательской грамотности обучающихся младших классов
6. Использование технологии анкетирования в процессе патриотического воспитания школьников
7. Трудовое воспитание в зарубежных странах: исследовательские проекты учащихся кадетского корпуса г. Бердска
8. Методические особенности урока литературного чтения по теме «И. А. Бунин ”Листопад”» в 4 классе
9. Обучение написанию художественного рассказа на английском языке через реализацию мини-проекта “Christmas Story”
10. Решение проектных задач в начальной школе
11. Проектно-исследовательская деятельность на занятиях кружка по литературе как способ развития коммуникативных умений обучающихся
12. Формирование читательской грамотности через работу с текстом на уроках русского языка и литературы
13. Проектная и исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время
14. Коммуникативный метод в обучении английскому языку в начальной школе
15. Формирование функциональной грамотности на уроках истории в процессе работы с карикатурами
16. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и на внеурочных занятиях
17. Портрет МАОУ «Гимназия № 16 «Французская», или Почему «Французская»?
18. Урок математики во 2 классе «Моделирование текстовых задач»: методические рекомендации
19. Из опыта работы по развитию навыков и компетенций XXI века в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов
20. Методы, применяемые для обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы