Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

 
 

Ниязова Алина Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 13 имени Э.А. Быкова»

 

Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу, активность детей на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых, эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые стимулировали бы младших школьников к самостоятельному приобретению знаний.

Одним из способов активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики является дидактическая игра.

Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом влияния взрослого, когда он чувствует себя полноправным субъектом деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, сами ставят задачи и сами решают их. Игра – это средство, с помощью которого воспитание переходит в самовоспитание.

Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» [1, с. 212].

Особым видом игровой деятельности на уроках математики является дидактическая игра. Она создается педагогом специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

Сущность дидактической игры на уроках математики состоит в том, что она представляет собой особую форму предлагаемой педагогами деятельности, в которой создаются условия для того, чтобы ребенок сам ставил перед собой увлекательные задачи, преодолевал трудности и получал удовольствие от процесса и результата своей деятельности [2, с.45].

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.

В ходе изучения активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики было проведено исследование на базе гимназии №16 «Французской». В результате проведенного исследования было подтверждено, что использование дидактических игр на уроках математики является неотъемлемой частью учебного процесса, которая способствует успешному усвоению полученных знаний в ходе урока. Она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний, позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся, помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Сейчас, работая учителем начальных классов в гимназии № 13 имени Э.А. Быкова, я в этом убеждаюсь на каждом уроке, когда вижу пытливые и горящие глаза моих учеников.

Таким образом, дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной будничные шаги учащихся на увлекательном пути изучения и усвоения любого материала.

Библиографический список

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Минск: Народная асвета, 1981.– 288 с..

2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – Москва: Просвещение, 1990.– 94 с.

Количество просмотров: 10488  

Добавить комментарий

Target Image
1. Роль патриотического воспитания в системе современного образования
2. Патриотическое воспитание в школе для обучающихся с нарушениями слуха через проведение праздника, посвященного Дню Победы
3. Патриотическое воспитание в Гимназии № 15 «Содружество» через военно-спортивный клуб
4. Проектная деятельность на занятиях предмета «Технология»
5. Традиции и современный подход воспитания патриотизма в школе
6. Быть патриотом уже за школьной партой
7. Коллективные творческие дела для развития общностей младших школьников
8. Воспитание любви к Родине и патриотизма на уроках истории
9. Интерактивные формы родительских собраний в начальной школе
10. Online-тренинг личностного роста «125 шагов к успеху» как метод развития soft skills современной молодежи
11. Организация патриотического воспитания в школе для обучающихся с нарушениями слуха через проведение акции «Ступени памяти»
12. Развитие творческого мышления учащихся общеобразовательной школы в процессе обучения станковой композиции
13. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
14. Универсальные игровые упражнения в методическую «копилку» учителя иностранного языка
15. Сообщество как средство создания условий для творческого взаимодействия педагога, учащихся и их родителей
16. Методические разработки уроков музыки с применением современных педагогических технологий «Образ и мысль» и «Развитие критического мышления чтением и письмом»
17. Интегрированный урок как средство повышения мотивации и результативности обучения в рамках предметов с краеведческим компонентом
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы