Традиции клуба «Альбатрос» как основа духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания молодёжи

 
 

Хаценюк Тамара Андреевна,

директор высшей квалификационной категории

МБУ ДО «ЦДО «Лад» г. Новосибирска

 
 
 

Удодина Вера Евгеньевна,

педагог-организатор высшей квалификационной категории

МБУ ДО «ЦДО «Лад» г. Новосибирска

 
 
 

Иванов Александр Александрович,

педагог-организатор

МБУДО ЦДО «Лад» г. Новосибирска

 

Традиции клуба «Альбатрос» как основа духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания молодёжи

Начало 21 века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из ключевых направлений в области образования.

Что же такое патриотизм? Какой смысл вкладывается в это понятие?

Содержание патриотизма определяется, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда тенденции развития общества требуют от его граждан большого напряжения сил. В таких условиях патриотизм проявляется в высоких благородных порывах, жертвенности во имя своего народа. Все это заставляет говорить о любви к Родине как о сложном и неординарном чувстве.

Первомайский район – наш общий дом. Дом, в котором мы выросли и живем. Это район, в котором наши мамы, бабушки, дедушки провели свою жизнь: на этих дорогах, улицах. Жизнь, наполненную тяжелой работой за нас и за наше большое, прекрасное будущее.

Настоящий Первомаец – это тот, кто понимает и знает историю своего района, интересуется ею, дорожит, любит и ценит свою Родину. Наш район строился руками тех, кто точно знал свою цель, через кровь и пот шел к этой цели и прокладывал дорогу в жизнь нам, молодым.

Сегодня Первомайский район – это один из развитых промышленных районов города Новосибирска, здесь успешно работают и стабильно выдают продукцию десятки различных предприятий, больших и малых. Станция «Инская», с которой и началась жизнь района – один из значимых железнодорожных объектов страны.

В 2006-2007 учебном году на базе «Центра дополнительного образования «Лад» был создан военно-патриотический клуб морской авиации «Альбатрос», благодаря усилиям администрации и педагогам дополнительного образования. Командный состав клуба составляет 440 учащихся.

Клуб как форма образовательного объединения учащихся обладает большими возможностями в организации воспитания, обучения, развития и социализации детей. Клуб отличается следующими особенностями: единство цели, добровольность членства, наличие элементов самоуправления, наличие клубной символики, сочетание в ходе образовательного процесса учебных занятий с практической деятельностью, досугом и общением, объединяет детей разного возраста от 9 до 18 лет. Педагоги работают в тесном контакте с родителями учащихся, проводят родительские собрания, открытые занятия, консультации, участвуют в подготовке и проведении совместных дел. Во время каникул клуб работает по специальному плану, заранее разработанному руководителем и командным составом, утвержденному администрацией учреждения.

В программе деятельности ВПК «Альбатрос» раскрывается понятие патриотического воспитания, его сущностные характеристики и содержание. Определены и охарактеризованы методы формирования гражданско-патриотических качеств личности, используемых в педагогической деятельности. Описан опыт по формированию гражданско-патриотических качеств воспитанников клуба морской авиации «Альбатрос»; содержание и подходы к организации и проведению внеклассных мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность; предоставление возможностей для самореализации, социализации подростков, демонстрацию подросткам значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

Программа клуба строится на основе реализации деятельностного подхода. Концептуальные идеи программы раскрываются в следующей структуре: принципы военно-патриотического воспитания – цель и задачи деятельности клуба – планируемый результат (модель выпускника) – содержание – направления и формы реализации.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Процессы модернизации системы общего образования направлены на формирование нового образовательно-воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку учащегося к жизненному определению, самостоятельному выбору.

Воспитательное пространство «ЦДО «Лад» – это специально организованная педагогами совместно с детьми среда, которая создает не только дополнительные, но принципиально новые возможности развития личности ребенка.

Главная воспитательная задача – поддержать воспитанника в определении его интересов, ценностей, смыслов, целей, возможностей, чтобы он смог самостоятельно выбирать пути преодоления жизненных препятствий (проблем), сохраняя человеческое достоинство, одаривая других своими талантами, идеями.

ВПК «Альбатрос» состоит из объединений «ЦДО «Лад»:

– школа юного моряка – руководитель Виктор Владимирович Плотников: кадровый военный, капитан III ранга, 26 лет жизни отдал службе Отечеству на Тихоокеанском флоте.

– общевойсковая подготовка – руководитель Валерий Иванович Митрофанов: подполковник в запасе, участник военных действий на горном Карабахе 1991-1992 года, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской А.С. в 1986 году.

– воздушно-десантная подготовка – руководитель Виктор Юрьевич Битюцких: майор (инструктор); ветеран войны в Афганистане 1986-1987 года. Участник 1-й чеченской компании 1994 год.

– морская авиация (авиационная подготовка) – педагог Лариса Вячеславовна Козлова, учитель истории, обществоведения и основ государства и права.

Для реализации своего предназначения клуб обладает необходимыми учебными помещениями, в которых занимаются учащиеся, заинтересованные в совместной работе по направлению деятельности.

Традиционное военно-патриотическое воспитание – это определенные понятия, взгляды и принципы национального мировоззрения на предмет воинского воспитания и военного дела в целом. Патриотические ценности, пройдя «естественный отбор» через всю военную историю народа естественно легли в основу системы воспитания и обучения мужчины – воина от самого рождения, благодаря которым поддерживается его воинский дух и боевая готовность до глубокой старости.

Воспитание на традициях включает: активное изучение героического пути, боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий с акцентом на примерах воинской доблести и героизма воинов, участие ветеранов войны, участников боевых действий в Афганистане, горячих точках России в основных мероприятиях военно-патриотического воспитания. Происходит возрождение и обеспечение преемственности в разработке, создании военной формы одежды, знаков воинской, иной символики и геральдики Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; насыщение воинских ритуалов чувством гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, своему виду, роду войск, соединению, части и т.д.

Мы продолжаем связь между поколениями, воспитывая у учащихся духовные качества, и развиваем взаимные интересы через досуговые мероприятия. Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в единый процесс практической деятельности.

Реализация их предполагает большую и напряженную работу. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого воина как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели условиями, факторами. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных проблем российского общества и его военной организации, значение которой в сложный и противоречивый период их развития трудно переоценить.

Такие мероприятия формируют у детей гражданскую позицию, сохраняют и поддерживают историческую память в сердце подрастающего поколения.

В рамках социального взаимодействия с социокультурными, образовательными учреждениями района укрепляются традиции ВПК «Альбатрос».

Одна из традиций клуба – принятие присяги. Церемония принятия военной присяги проходит под Государственным флагом Российской Федерации и боевыми знаменами. Присяга – торжественное обещание, клятва, которую дает подросток, вступающий в объединения клуба. Принимая присягу, он берет на себя обязательства.

Командирские курсы. Командирские курсы преследуют цель дать младшим командирам (и кандидатам в таковые) различных подразделений Флота и Сухопутных войск МГИВ первоначальные теоретические, практические и методические понятия и навыки, минимально необходимые им в работе с личным составом своих подразделений в повседневной и «боевой» обстановке.

Уроки мужества. С конца января по 23 февраля в образовательных учреждениях Первомайского района проходят «Уроки мужества». Они являются частью «месячника военно-патриотической работы», который в свою очередь является частью государственной программы по «Патриотическому воспитанию граждан РФ».

Ледовый переход. Традиционно учащиеся ВПК «Альбатрос» принимают участие в лыжном переходе по льду Обского водохранилища по маршруту «Новосибирск – Боровое – Новопичугово – Верх Ирмень – Новосибирск. Лыжная трасса протяженность в 60 км, полна неожиданностей. По пути следования проходят встречи со школьниками, спортивные и интеллектуальные соревнования. В память о погибших солдатах в ВОВ, в Афганистане и Чечне ребята возлагают цветы к монументам Славы.

«Вахта Памяти» на Посту № 1. «Вахта Памяти» на Посту №1 у «Монумент Славы» Первомайского района организуется с целью гражданского и патриотического воспитания молодежи, формирования моральных и психологических качеств защитников Родины, укрепления нравственных идеалов в обществе, сохранения памяти о героях Отечества, днях воинской славы России, формирования чувств сопричастности к судьбе своей Родины.

Торжественный парад. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детские восприятия, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь и играют огромную роль в становлении личности человека. Торжественный парад, посвященный 9 мая – важное, ставшее традиционным, событие района.

День памяти и скорби, 22 июня. Организация и проведение Митинга, посвященного Дню памяти и скорби – это воспитание патриотических чувств, так как без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

Шлюпочные переходы. Летом на берегах Обского моря и Бердского залива проходят сборы подростковых клубов морского профиля. Это своеобразная практика, завершение годичного образовательного цикла в ВПК «Альбатрос».

Учащиеся своими силами подготавливают к спуску на воду шлюпки. На шлюпках, юные патриоты осуществляют учебные походы по Бердскому заливу.

Поиск. «Война не закончена, пока не похоронен последний солдат», – сказал великий полководец А. Суворов. Когда-то поисковики мечтали к началу нового тысячелетия успеть похоронить останки всех воинов, павших на поле боя. На дворе уже 2019 год, а пропавших без вести бойцов не становится меньше. Значит, та далекая война еще не закончена, значит, еще есть работа поисковикам, жителям России.

Каждый год они отправляются на места боев и сражений, чтобы поднять и перезахоронить останки советских солдат, так и оставшихся лежать в воронках, траншеях и блиндажах без имени, без почестей.

В содержании патриотического воспитания важна социально-педагогическая направленность, основанная на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам. Важнейшим духовно-нравственным, деятельностным качеством является: любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан. Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет ядро патриотического воспитания. Сформировав личность гражданина и патриота России с правильными ценностями, взглядами, ориентирами, интересами и установками, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач, предназначенных для реализации функций защиты Отечества, для осуществления военной и государственной службы.

Патриотическое воспитание призвано обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отчеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в единый процесс практической деятельности.

Выпускники военно-патриотического клуба «Альбатрос» после призыва в армию без особых проблем вливаются в воинский коллектив, с честью выполняют свой гражданский долг перед Родиной, наиболее подготовленные из них продолжают обучение в различных учебных заведениях Министерства обороны, МВД, МЧС Российской Федерации. Подготовка молодежи к службе в армии проводится в духе привития патриотизма. Курсантам клуба есть на кого равняться: с 2008 года огромное количество выпускников клуба прошли службу в воздушно-десантных, пограничных войсках, частях морской пехоты, подразделениях спецназа и разведки. Многие выпускники клуба стали участниками боевых действий, обладателями высоких государственных наград. Особую гордость педагогов вызывает тот факт, что среди выпускников клуба участвовавших в боевых действиях нет погибших и раненных.

Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята с удовольствием занимаются в клубе и это, пожалуй, радует больше всего. За последние годы не один выпускник не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России. При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, курсантами военных училищ приятно слышать хорошие отзывы о работе клуба по военно-патриотическому воспитанию. В клубе действуют несколько отрядов из старших и младших групп, в состав которых входят и девочки. Старшая группа помогает младшей группе в строевой подготовке, учит правильно выполнять команды, а члены младшей группы стараются быть похожими на старших товарищей. В военно-патриотическом клубе «Альбатрос» учащиеся обрели настоящих товарищей, нашли дело по душе, многие добились определенных успехов и признания в обществе, что подтверждается самооценкой, отзывами родителей и педагогов. Для них присущи чувство товарищества, ответственность, работоспособность, патриотизм.

Мы надеемся, что они будут настоящими защитниками Отечества, сердце которых будет откликаться на явления и события в жизни страны, вызывая радость и горе, способность жертвовать своими личными интересами и служить не за страх, а за совесть.

Результатом обобщения и предоставления педагогического опыта военно-патриотической направленности на XXII образовательной выставке УЧСИБ – 2014 в конкурсе «Серебряная медаль ITE Сибирь» по проекту «Особенности реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в военно-патриотическом клубе «Альбатрос» «Центра дополнительного образования «Лад» в номинации «Мотивация детей к творчеству как основа эффективности качества дополнительного образования», является диплом и малая серебряная медаль. Дипломом лауреата отмечен проект по военно-патриотическому воспитанию обучающихся в городском конкурсе проектов «Инновации в образовании» в номинации «Социализация и развитие личности».

Ежегодное участие военно-патриотического клуба в различных мероприятиях, которые способствуют формированию у детей гражданской позиции, верности Отечеству:

Районная военно-спортивная игра «Зарница»;

Районный спортивный праздник «Виват Российской армии и Флоту»;

Городские соревнования по юнармейскому зимнему лыжному военно-прикладному многоборью «Гонки Патрулей»;

Турнир по стрельбе из пневматической винтовки среди участников областной профильной смены ВПК морской направленности;

Областной турнир по-зимнему «Пейнтболу» и т.д.

Результаты этих мероприятий только за 2017-2018 учебный год – 3 первых места (областного турнир по-зимнему «Пэйнтболу»), 3 вторых места (областные соревнования по военно-прикладному мастерству), 2 третьих места (районная военно-спортивная игра «Зарница»), 5 кубков, 8 медалей и т.д.

Планомерно, целенаправленно, шаг за шагом, происходит приобщение воспитанников к традициям клуба, идет важнейший процесс социализации личности. Это вновь подчеркивает то главное, ради чего ребенок приходит в учреждение дополнительного образования.

Ребенок приходит сюда, чтобы оказаться в мире радости, в мире успеха. Именно здесь он раскрывается более полно, потому что творческое объединение, которое ребенок выбирает, соответствует его интересам, способностям. Именно в дополнительном образовании есть больше возможности в реализации личностно-ориентированной модели воспитания учащихся.

Педагог дополнительного образования, реализуя программу по социальному воспитанию совместно со своими воспитанниками, способствует воспитанию духовности, нравственности, гражданственности обучающихся, что является главными ценностями гуманного общества.

Количество просмотров: 6592  

Добавить комментарий

Target Image
1. Традиции клуба «Альбатрос» как основа духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания молодёжи
2. «Азбука юного россиянина»: система гражданско-патриотического воспитания дошкольников средствами различных предметных областей
3. Многоаспектность патриотического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования
4. Воспитание патриотизма средствами эстрадного вокала в условиях дополнительного образования
5. Организация патриотического воспитания через проектную деятельность в условиях современного образовательного учреждения
6. Обеспечение принципа разноуровневости при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Защитники Отечества» детского патриотического объединения «Ратибор»
7. Роль раннего патриотического воспитания в образовательном процессе учреждения дошкольного образования
8. Пути формирования патриотического сознания. Из опыта организации образовательной деятельности музыкально-художественного структурного подразделения Центра внешкольной работы «Галактика»
9. Проект деятельности интерактивного семейного анимационного музея «История в руках»
10. Педагогический проект «Волшебный мир дизайна»
11. «Гитара +»: Педагогический проект развития социального опыта подростков
12. Изучение традиционного костюма в детской студии декоративно-прикладного творчества «Стиль»
13. Проект «Все лучшее в тебе»
14. Учреждение дополнительного образования и семья: опыт позитивного взаимодействия
15. Дополнительное образование детей «в один клик»
16. Дополнительное образование – ключ к развитию подрастающего поколения
17. Реабилитационный стретчинг для детей дошкольного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
18. Школьная награда как условие для развития и закрепления успешности детей и подростков
19. Отзвуки праздника (история проведения Открытого фестиваля «Баян для друзей» в Детской школе искусств № 11 города Новосибирска)
20. «Талантливый человек талантлив во всём»…
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы