Теоретико-методические условия организации урока физической культуры в 10 классе по гендерному признаку

 
 

Дмитриев Никита Евгеньевич,

учитель физической культуры

МБОУ гимназия № 4 г. Новосибирска

 

Теоретико-методические условия организации урока физической культуры в 10 классе по гендерному признаку

Одна из основных задач обучения, которая отвечает требованиям времени, заключается в воспитании интеллектуальной, владеющей умениями, навыками и знаниями, способной к саморазвитию, психически и физически здоровой личности школьников. Один из способов в осуществлении этой задачи видится в индивидуализации обучения и воспитания с учетом личностных и половых особенностей учащихся на уроках физической культуры.

Актуальность данной проблемы связана с  имеющимися противоречиями: желанием учителей использовать разные технологии и разработки гендерного обучения и неумением, в силу отсутствия подготовки, их использовать в практике; объективной необходимостью обучения мальчиков и девочек с учетом их половых различий и недостаточным вниманием к этой проблеме современной системы образования; разными подходами к разработкам и понятию гендерного воспитания и нехваткой необходимых рекомендаций к тем или иным технологиям и методикам. Важно формировать и укреплять понимание у детей их уникальности и как индивидуальности, и как представителя женского/мужского пола права на интеллектуальную, нравственную и творческую свободу.

Гендерное воспитание имеет место на всех этапах развития ребенка (ранее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый период), и также оно присутствует в разных сферах жизни ребенка. Это могут быть как круг сверстников, так и семья, т.е. в процессе развития участвуют не только учителя, но и другие дети, родители и все окружающие.

Термин «гендер» был заимствован у зарубежных коллег в 1980 году. Американский педагог Дж. Скотт (JoanScott) впервые ввел его в научную литературу по причине того, чтобы продемонстрировать отличия социально-ролевых взаимодействий мужчин и женщин. В современной науке различают термины «гендер» и «пол» (gender). Для обозначения анатомо-физиологических особенностей людей использовалось второе понятие. С развитием науки исследования в данной области привели к следующим выводам: с точки зрения биологии между женщинами и мужчинами больше сходства, нежели различий. Высокий рост, большой вес, мускулистая фигура уже не являются больше показателями мужских отличий. Единственное существенное биологическое отличие женщины от мужчины, так это их роль в воспроизводстве потомства.

Не секрет, что у девочек потребность в динамичной активности ниже, чем у мальчиков. Девочки хотят быть более эмоциональными, с выраженной потребностью в эстетическом направлении урока физической культуры, а мальчики хотят быть более сильными, выносливыми и мужественными на этих уроках. Найдутся и различия мотивов по занятиям физическими упражнениями. По мнению психологов, девочки интересуются тем, что несет в себе какую-нибудь инновацию, что-то новое по сравнению с их обычным занятием, а мальчики интересуются тем, что сходно со сложившейся сферой интересов. При всем этом девочки предпочитают виды деятельности, отвечающие их личным потребностям и интересам, определенным в данный момент, а мальчики интересуются тем, что развивает и углубляет уже имеющиеся у них навыки [9]. Очевидным становится тот факт, что при совместных уроках интерес к физической культуре пропадает как у девочек, так и у мальчиков, удовлетворенность в их физических потребностях на уроке не может быть осуществлена, она больше сориентирована на какое-то бесполое существо.

Организация урока физической культуры по гендерному признаку дает следующие преимущества:

1. Учет всех психических и физиологических особенностей детей разного пола.

2. На каждом уроке занимаются ученики (ученицы) из двух разных классов, поэтому присутствует соревновательный момент.

3. Конкретная работа по программе или для юношей, или для девушек (внимание преподавателя не рассеивается на две разнополые группы, работающие по разным программам, например, по гимнастике).

4. Дозирование нагрузок, подбор упражнений и игр, наиболее полно отражающий разный уровень физического развития и психического состояния мальчиков и девочек.

5. Отсутствие комплексов и ощущения неловкости при выполнении трудных упражнений, так как во время занятий по физической культуре отсутствуют представители противоположного пола.

Все это позволяет решать воспитательные и общеобразовательные задачи на более высоком качественном уровне. Решение поставленных двигательных задач (при отсутствии отвлекающих факторов) становится основным мотивом занимающихся, поэтому на таких уроках значительно улучшается дисциплина. Можно допустить, что присутствие девочек является определенным стимулом для мальчиков на уроках физической культуры при выполнении упражнений (опять же только для физически развитой части класса), но это влияние уменьшается вследствие привыкания. При раздельном обучении привыкания не происходит, но чтобы сохранить положительную составляющую, периодически проводятся совместные зачетные или соревновательные уроки, где присутствие представителей противоположного пола является более значимым и весомым, чем на обычных уроках, а внимание всего класса является стимулом успешной двигательной деятельности.

Мы провели исследование на базе гимназии № 4 и средней общеобразовательной школы № 168 города Новосибирска. В гимназии № 4 на кафедре физического воспитания была разработана и внедрена система гендерного обучения школьников 5-11 классов. В каждой параллели классы были объединены по два и разделены на мальчиков и девочек, которые занимаются в разных спортивных залах с разными учителями, а в средней общеобразовательной школы № 168 занятия проводились по авторской программе «Физическая культура» В.И. Ляха, А.А. Зданевича.

В ходе исследования анализ результатов показал (рисунок 1), что по всем тестам, характеризующим уровень физической подготовленности, есть достоверные различия.

Рисунок 1. Показатели прироста физических качеств у юношей 10 класса

 

Рисунок 2. Показатели прироста физических качеств у девушек 10 класса

Итоговое тестирование показало, что у юношей, обучающихся в школе № 168, произошли достоверные различия по двум показателям: это подтягивание в висе и наклон туловища вперед. Сравнительный анализ результатов первого и второго тестирования у юношей Гимназии № 4 выявил достоверные различия по всем показателям (Р>0,05).

Итоговое тестирование у девушек, обучающихся в Гимназии № 4 показало, что во всех тестах есть достоверные различия (Р> 0,05). У девушек школы № 168 достоверные различия имеются только по двум показателям: в тесте на гибкость и на силу.

Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты говорят об эффективности развития физических качеств старшеклассников, основанной на раздельном обучении и направленной на повышение интереса обучающихся к уроку физической культуры, а также на способность проявления личностных качеств школьников.

Количество просмотров: 4536  

Добавить комментарий

Target Image
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы