Использование визуальных источников на уроках истории как средство формирования функциональной грамотности

 
 

Гонтаренко Лилия Игоревна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МАОУ «Инженерный лицей НГТУ» г. Новосибирска

 

Использование визуальных источников на уроках истории как средство формирования функциональной грамотности

В условиях внедрения новых Федеральных государственных образовательных стандартов и Федеральной образовательной программы одной из важнейших задач курса истории в школе становится формирование функциональной грамотности у обучающихся. В современном мире постоянно возрастает объем требований к будущим специалистам. Сейчас требуются люди, не только обладающие необходимыми знаниями, но и готовые постоянно получать новую информацию и навыки, приспосабливать их под постоянно меняющиеся реалии, быстро и эффективно решать возникающие проблемы. Все это ведет к увеличению потребности в функционально грамотных специалистах.

История – одна из тех дисциплин, в рамках которых создаются условия для формирования универсальных компетенций, включающих в себя критическое и креативное мышление, умение работать в команде, коммуницировать и эффективно взаимодействовать с людьми, самоорганизацию и саморазвитие.

В процессе изучения истории используется большое количество разнообразных источников информации, что позволяет обучающимся развивать способность поиска и анализа информации. Рассмотрим несколько способов развивать читательскую грамотность на занятиях истории:

– функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);

– изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;

– чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой – входя в круг тех, кто эти роли оценивает.

Успешное освоение обучающимися функциональной грамотности в рамках изучения истории включает также формирование навыков информационной и коммуникативной грамотности, компетенции которых представлены ниже.

Информационная грамотность: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ.

Коммуникативная грамотность: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Хотелось бы подробнее остановиться на возможностях формирования функциональной грамотности с помощью визуальных источников, ведь данный вид источников обладает высоким образовательным потенциалом, но не так часто выступает самостоятельным объектом изучения на уроках.

Визуальные источники используются на уроках истории регулярно. Это и иллюстративный материал, сопровождающий текст учебника, это и исторические карты, работа с которыми необходима для понимания фактов и процессов, и художественные картины, посвященные тому или иному историческому событию, схемы, графики и диаграммы, характеризующие экономическое и социальное развитие страны.

Преимуществом визуальных источников над другими видами информации является то, что они позволяют мгновенно сформировать образ, создать так называемую «визуальную встречу». Образ, в свою очередь, воспринимается гораздо быстрее, чем текст (нет необходимости читать), он более нагляден, не требует перевода, он оказывает определенное эмоциональное воздействие.

Чаще всего визуальные источники на занятиях используют на этапах мотивации учебной деятельности, актуализации знаний, чтобы сформулировать проблему урока, а также на занятиях, посвящённых изучению культуры.

О. М. Хлытина выделяет несколько стратегий работы с визуальными источниками на уроках истории. Первая стратегия – реконструкция образов прошлого на основе произведений искусства. Главным результатом работы с исторической информацией, запечатленной в произведении искусства, становится конструирование учеником в своем сознании индивидуального исторического образа, соединяющего сущностные и оценочные характеристики прошлого. Произведения искусства выступают в качестве наглядных средств обучения, иллюстрирующих учебные тексты (изложение учителя, текст учебника, выступление ученика), и воспринимаются школьниками преимущественно в режиме доверия автору, изобразившему прошлое так, «как оно было на самом деле».

Вторая стратегия – изучение произведений искусства в контексте истории культуры. Внимание учеников акцентируется на исторических условиях развития культуры, характеристике стилей, утвердившихся в искусстве в изучаемую эпоху, а также на именах авторов и названиях созданных ими произведений.

Третья стратегия изучения произведений искусства предполагает анализ воплощенных в них авторских интерпретаций и оценок прошлого. В этом случае произведение искусства может рассматриваться либо как визуальный исторический источник («документ эпохи»), если автор был современником изображенных им исторических событий, либо, если оно создано в последующие периоды истории, как вариант историографического текста, при создании которого художник, скульптор или режиссер выступили в роли историков. В обоих случаях произведение искусства становится объектом критического анализа.

В рамках третьей стратегии произведение искусства выступает в качестве самостоятельного источника. В этом случае визуальный источник следует рассматривать как текст и осуществить «внешний» анализ, подразумевающий определение происхождения источника, его типа и вида, ценности и ограниченности источника в изучении конкретной темы. Обучающимся необходимо найти ответы на следующие вопросы:

Что это за источник?

Кто его автор?

Когда, где и в связи с чем был создан источник?

Какую цель ставил перед собой автор источника при его составлении?

Далее осуществляется «внутренний» анализ источника, содержание источника используется для решения конкретных учебных задач. «Внутренний» анализ включает в себя три этапа. Первый – «чтение» визуального источника, подразумевающее изучение содержания предмета искусства, что также развивает функциональное чтение. На этом этапе работы с источником обучающимся необходимо извлечь всю возможную информацию, находящуюся в «тексте», ответить на вопросы:

– Какие важные исторические факты получили отражение в источнике?

– Какую цель ставил автор, создавая изображение?

– Каково отношение автора к изображенным событиям?

Второй этап – комментирование визуального источника, что включает в себя вписывание выявленных фактов в контекст эпохи, определение позиции автора:

– Был ли автор свидетелем происходивших событий?

– Какие приемы использовал автор, чтобы достичь своей цели?

– Насколько ему это удалось?

Третий этап – интерпретация выявленных фактов, определение возможности решить поставленную проблему, сопоставление полученных данных с другими историческими источниками. Обучающимся необходимо определить:

– В чем ценность и ограниченность источника? (То есть на какие исторические вопросы помогает ответить источник, на какие нет).

– Какова степень достоверности источника?

– Насколько полезен данный источник для историка?

Рассмотрим возможности использования художественных картин на уроках истории. Картины, посвященные разнообразным историческим событиям, часто используются для создания образов эпохи в качестве иллюстративного материала к тексту учебника или изложению учителя, что соответствует первой стратегии работы с источниками.

Но также можно использовать художественные картины как самостоятельный источник информации. Одним из элементов исторического содержания при изучении эпохи Петра I является строительство Санкт-Петербурга. Можно организовать изучение этого вопроса на основе ознакомления с художественными произведениями, посвященными этой теме.

Строительство Санкт-Петербурга как факт впервые встречается при изучении темы «Северная война», где упоминается, что на месте захваченной крепости Ниеншанц Петр I повелел заложить город. Также строительство города изучается в рамках тем, посвященных реформам управления.

Использование художественных картин по теме позволит не только сформировать образ события, но и подумать над рядом вопросов, с ним связанных. Существует множество картин, посвященных деятельности Петра I. Выберем для работы по данной теме произведение Серова В.А. «Петр I», представленное ниже.

Обучающимся будет необходимо всесторонне изучить художественную картину, с которой они будут работать. Они делятся на несколько групп, которым будет необходимо провести «внешний» и «внутренний» анализ источника, выявить детали, с помощью которых автор воплотил на полотне свою задумку, после чего представить полученную информацию.

Пример задания: Изучите представленную вам картину. Для этого проведите «внешнюю» критику источника, установите авторство, время и обстоятельства создания произведения, причины обращения автора к теме данного события.

В процессе знакомства с картиной выполните следующие задачи:

– определите цель, которую преследовал автор, обращаясь к этой теме в своем произведении;

– сформулируйте, какова позиция автора по отношению к событию, описываемому в произведении;

– выявите детали произведения, которые помогают понять позицию автора;

– определите главных и второстепенных героев, их роль в достижении поставленной автором цели;

– исследуйте задний фон и определите, какую роль он играет в картине;

– охарактеризуйте, какие еще события правления Петра I отражает эта картина.

На основе полученных сведений сделайте вывод о том, насколько субъективен и достоверен представленный вам источник, насколько он полезен для изучения темы, насколько отражает изображаемое событие.

Подготовьте необходимую информацию для представления другим, составьте для них вопросы и задания для наиболее эффективного знакомства с художественной картиной.

Информация, которую может получить группа из своего источника:

Автор – Серов В. А., член Товарищества передвижных выставок, позже член объединения «Мир искусства». Год написания картины – 1907. Серову предложили поучаствовать в создании изображений первого императора для серии «Картины русской истории». Автор создает серию картин, изображающих Петра I, чтобы верно воссоздать образ монарха. Известно мнение Серова: «Обидно, что этого человека, в котором не было ни на йоту позы, слащавости, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем. А он был страшный: долговязый <…> при этом шагал огромными шагами». Для создания картины автор посещал дворцы, делал зарисовки одежды императора и изучал его посмертную маску.

На картине Петр возвышается над сопровождающими его людьми, его фигура находится в центре картины, что может свидетельствовать о замысле автора, показать правителя как главного создателя и вдохновителя строительства Санкт-Петербурга. На картине правитель силен и решителен, в отличие от спутников ветер ему не страшен, что может означать, что он не склонится перед препятствиями.

Все персонажи картины изображены в европейском платье, что отражает перемены, происходящие в стране в правление Петра I. Сопровождающие правителя придворные склонены под порывами ветра, что может быть демонстрацией тяжести перемен для российского народа или же попыткой автора продемонстрировать величие монарха через сравнение правителя и его подданных.

На фоне остальных придворных выделяется своей неславянской внешностью слуга, несущий головной убор, что также может свидетельствовать о переменах в российском обществе. Ведь в правление Петра Великого главную роль в положении человека играет уже не родовитость, а собственные способности и польза, приносимая тобой государству, что нашло выражение в принятии «Табели о рангах».

Правитель со своей свитой изображен на берегу реки, процесс строительства будущей столицы только начинается, на заднем фоне уже видны первые здания и символ Санкт-Петербурга – Петропавловская крепость, что может намекать на роль строящегося города как морского центра и крепости, защищающей интересы страны. Также на заднем фоне можно увидеть корову, пьющую воду у реки, что символизирует начало освоения этих территорий не только в военных, но и мирных целях.

Значительную часть картины занимают корабли, ведь Петр I был создателем морского флота в России, а Санкт-Петербург должен был стать главным торговым и военным портом страны. В небе изображены три чайки, что отражает близость моря.

Таким образом, на картине В. А. Серова запечатлены первые шаги на пути строительства новой столицы, которая станет символом перемен, происходящих в стране. Автор попытался передать новый облик государства и роль монарха в происходящих событиях.

После завершения работы с источником группы составляют систему вопросов и заданий, обмениваются ими и заканчивают работу, отвечая на вопросы.

Такая деятельность позволяет не только актуализировать изучение темы «Строительство Санкт-Петербурга», но и дает возможность развивать информационную и коммуникативную грамотность, функциональное чтение и критическое мышление, развивает умение переводить информацию в необходимый формат. Использование художественных картин делает изучение темы более эмоциональным, а также позволяет повысить воспитательный потенциал занятия.

Приложения:

Серов В. А. «Петр I» https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/Petr_1-serov+.jpg

Список литературы:

1. Короткова М. В. Наглядность на уроках истории. М., 2000.

2. Коваль Т. В. Методика организации работы с визуальными источниками // ПИОШ. 2006. № 10. С. 22–27.

3. Исторические источники в исследовательской и образовательной практике: коллективная монография / под ред. О. М. Хлытиной, В. А. Зверева. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 288 с.

4. Канина О.В. Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс] // URL: https://shkola3efremov-r71.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/155/3259/Sredstva_formirovaniya_funktsional_noy_gramotnosti.pdf (дата обращения: 05.09.2023).

Количество просмотров: 1527  

Добавить комментарий

Target Image
1. Организация проектной деятельности младшего школьника на уровне НОО
2. Система воспитательной работы в начальной школе
3. Использование визуальных источников на уроках истории как средство формирования функциональной грамотности
4. Развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности
5. Обеспечение связи учебной иноязычной деятельности с внешней средой в процессе обучения иностранному языку через применение технологии «SWOT-анализа»
6. Жестовое пение как одна из форм воспитательной работы в коррекционной школе
7. Методическая копилка. Из опыта проведения летней профильной смены
8. Реализация воспитательного компонента на уроке английского языка в рамках элективного курса для гуманитарных классов «Литературный английский язык»
9. Программа социализации личности ребенка
10. Эффективные практики воспитательной работы в современной образовательной организации
11. Применение интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе
12. Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах по обновленным ФГОС
13. Вовлечение обучающихся с ОВЗ в проектную деятельность на логопедических занятиях
14. Холистический подход к оказанию сестринской помощи пациентам с хроническими заболеваниями
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы