Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами приобщения к народному фольклору

 
 

Шадрина Зоя Алексеевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 485 г. Новосибирска

 

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами приобщения к народному фольклору

Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах,

имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,

основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов.

К. Д. Ушинский

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная, и сегодня она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле. А приобщать детей к культуре своего народа необходимо, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через:

1. Народный фольклор (потешки, пословицы, сказки).

2. Народные песни, музыкальные инструменты.

3. Умение найти и выделить народный русский костюм.

4. Знание народных игрушек.

5. Произведения народного декоративного искусства.

6. Знание народных примет.

7. Особенности быта и труда русских людей.

8. Как отмечали праздники. Какие обычаи соблюдали.

Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к русской культуре.

Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешенным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения.

Все начинается с малого. От любви и сострадания к птичке, бережного отношения к цветку до уважения, заботливого отношения к своим родным, старшим, и в конечном счете – преданности своей Родине.

Каждый народ имеет свои культурные традиции, которые необходимо передавать, и уважать, как драгоценность, из поколения в поколение.

Так как особо актуальной сегодня является задача привития детям любови к русской культуре, знакомство с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами, песнями, танцами, воспитание нравственно-патриотических чувств, на базе нашего детского сада была создана фольклорная студия «Семьюшка». Руководителями являются воспитатель Шадрина З.А. и музыкальный руководитель Бакланова В.В. Почему мы назвали свою студию «Семьюшка»? Мы считаем, что народная культура основывается в первую очередь, на семейных традициях. В «Семьюшке» родители являются полноправными партнерами, участниками многих мероприятий, как и мы, «носителями» данной системы воспитания. Находясь в дошкольном учреждении большую часть времени, дети чувствуют себя как в семье. И мы, все, как одна большая и дружная «СЕМЬЯ – СЕМЬЮШКА».

Программа студии имеет следующие разделы:

Народная сказка

Народная песня и ее режиссура

Народный танец

Народные игры

Народные музыкальные инструменты

Малые жанры фольклора

Календарно-обрядовые праздники.

Программное содержание разделов соответствует возрастным особенностям детей. В течении обучения дети усваивают материал от простого к сложному.

Цель программы: Приобщение дошкольников с духовной культуре русского народа.

Задачи:

1. Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.

2. Познакомить с традиционными народными праздниками: Осенины, Масляница, Святки, Рождество, Ярмарка и др.

3. Формировать исполнительские навыки в пении, музицировали, танцевальных движениях.

4. Учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать хозяев.

5. Формировать социально-нравственное здоровье детей.

6. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа. 7. Формировать чувство национального достоинства.

8. Использовать малые формы фольклора для развития речи детей.

9. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

В нашем детском саду уже стало хорошей традицией отмечать следующие праздники: Осенины, Рождество, Масленицу, Троицу, Пасху. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений, мы наблюдаем их живой интерес к этому процессу и познавательную активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителем которой они являются. Гармонично формируются нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Фольклорная студия «Семьюшка» тесно взаимодействует с другими кружковыми секциями детского сада:

– с театральной студией. Ставим сказки, разыгрывает песни;

– с кружком по ручному труду, преподаватель ИЗО деятельности помогает осуществлять знакомство с народными промыслами, дети изобретают различные поделки из теста, природного материала;

– хореография помогает в постановке народных танцев, хороводов;

– тесно сотрудничаем с кружком вышивки и бисероплетения;

– взаимодействуем с экологическим кружком.

Работа студии проходит более эффективно и даёт определённые результаты при участии специалистов ДОУ. К консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие воспитатели и педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам, также берут на себя определённые роли. Беседы с родителями, их участие в работе студии помогает и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и тем самым достичь желаемых результатов.

Одним из самых ярких показателей результативности является ярко выраженный интерес и желание современных детей участвовать в фольклорных праздниках, развлечениях, досугах. Рассматривать древнерусские костюмы, предметы быта, изготовлять своими руками поделки, суть которых идёт из национального прошлого.

Следующим показателем можно считать возросший интерес и желание родителей включаться в проведение данных мероприятий. Участие принимают от 50% до 70% родителей. Это при том, что современные родители – люди крайне занятые, имеющие позицию «перекладывать» процесс воспитания собственных детей на сферы образования.

И еще одним показателем является положительное влияние на личностное развитие ребенка. «Ведь только личность, воспитанная на идеалах истины, добра и красоты может делать правильный моральный выбор» В.И. Батурина. В процессе работы раскрывается детская коммуникабельность, креативность, толерантность. У ребенка наблюдается особое уважение к членам своей семьи, к старшим. В них закладываются крепкие основы дружбы. Они легко входят в школьный коллектив, с удовольствием включаются в разнообразные мероприятия и становятся одними из главных участников.

Чувство патриотизма формируется именно в дошкольном возрасте, когда дети начинают осознавать себя частью целого культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициям. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относится к истории и культуре других народов.

Приложение. Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами приобщения к народному фольклору»

Список литературы

1.  Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-П, И-Детство-Пресс, 2004. – с. 300.

2.  Бердникова Н.В. Весёлая ярмарка. Ярославль, И-Академия Развития, 2005. – с. 223.

3. Календарные обрядовые праздники для дошкольников. Москва: Педагогическое общество России, 2007. – с.143

4.  Бударина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством, С-П, 2001. – с. 394.

Количество просмотров: 10797  

Добавить комментарий

Target Image
1. Роль спортивно-досуговых мероприятий в приобщении дошкольников к истокам русской культуры
2. Реализация патриотического детско-тематического проекта «Наш родной микрорайон»
3. Проектирование тематической недели «День Победы» в рамках работы по патриотическому воспитанию детей второй младшей группы
4. Воспитываем патриотов вместе
5. Как воспитать патриота
6. Развитие творческих способностей дошкольников через ознакомление с народным костюмом
7. Использование интегративных форм при проведении прогулок
8. Радиоточка «Дошколята» в детском саду как информационно-развлекательный портал
9. Развитие и активизация речи детей раннего возраста с использованием произведений малых жанров русского народного фольклора
10. Тестопластика. Развитие мелкой моторики дошкольников
11. Способы мотивации детей к изобразительной деятельности
12. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения в процессе организации праздников
13. Использование интегрированного подхода в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
14. Воспитание интереса к родному языку у дошкольников
15. Семейные праздники в современном обществе. Нужны ли они?
16. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами приобщения к народному фольклору
17. Семейный клуб как средство развития системы взаимодействия педагогов и родителей детей дошкольного возраста в условиях УДОД
18. Совместная деятельность педагогов и родителей воспитанников детского сада № 77 «Ладушки» по ознакомлению дошкольников с культурными и историческими ценностями Новосибирска и родного края
19. Система работы по развитию психомоторных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
20. Такое разное рисование!

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы