Воспитание интереса к родному языку у дошкольников

 
 

Челпанова Татьяна Владимировна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 77 комбинированного вида»

 

Воспитание интереса к родному языку у дошкольников

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П.А. Вяземский

По словам К. Паустовского, «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». В языке народа сосредоточена духовная жизнь нации, одухотворён народ и его родина.

С самого раннего возраста необходимо знакомить детей с культурой своего родного языка, поскольку период дошкольного детства имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этом возрасте у детей наблюдается речевая и мыслительная активность, активная память, легкость формирования положительной мотивации речевой деятельности.

Воспитание у детей любви к родному языку помогает сформировать у детей дар слова. Дети учатся сознательно пользоваться всеми сокровищами языка, усваивают его грамматические стороны, обогащаются логической культурой языка.

Основными средствами воспитания интереса к родному языку в народной педагогике считаются такие компоненты, как фольклор, песни, художественное слово.

Развивая связную, формируя образную речь дошкольников с помощью мультимедийных технологий, педагоги нашего ДОУ поставили перед собой цель на текущий 2017-2018 учебный год – познакомить детей с крылатыми фразами и выражениями русского языка. Для начала педагогами были выбраны из всего множества именно те выражения, которые доступны для понимания детей дошкольного возраста и более часто употребляются в повседневной речи. Например: «Делу время и потехе час», «Задирать нос», «Не верить своим ушам», «Пропустить мимо ушей», «Крокодиловы слезы», «Кто в лес, кто по дрова», «Ворон считать», «Белая ворона» и т.д. Затем весь фольклорный материал был распределен по возрастным группам: с 3-4 лет, с 4-5 лет, с 5-6 лет и с 6-7 лет. На следующем этапе воспитателями ДОУ была проделана огромная работа по подбору к каждому выбранному крылатому выражению мультимедийных средств: мультфильма, художественного слова (сказки, стихотворения, пословицы и т.д.). Таким образом была сформирована картотека, содержащая крылатые фразы и выражения и мультимедийный материал к ним. На основе этой картотеки воспитатели и специалисты ДОУ создали методическую копилку конспектов занятий по формированию образной речи дошкольников через знакомство с крылатыми выражениями и фразами посредством мультимедийных средств. В течение всего учебного года во всех группах ДОУ проводились данные занятия. И поскольку в детском саду несколько средних, старших и подготовительных групп, а воспитателями каждой группы был разработан конспект по данной тематике, в каждой группе в рамках «культурного обмена» прошло по 2-3 занятия. Таким образом, каждая группа детей познакомилась не с одним крылатым выражением.

Как говорилось ранее, при проведении подобных занятий педагогами ДОУ активно используется технология модерации, которая предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми. Структура данных занятий уже была описана мной в предыдущей публикации. Данная технология дает возможность одновременно реализовать познавательные, коммуникативно-развивающие и социально-ориентационные аспекты образовательного процесса. Это позволяет педагогам решать комплекс задач за более короткое время и с более высоким качеством. Для успешного использования технологии модерации в работе с детьми многие воспитатели и специалисты ДОУ прошли обучение в ГЦИ «Эгида». Также мы принимаем активное участие в реализации городского медиаобразовательного проекта «Взгляд» ГЦИ «Эгида».

 

Для активного включения родителей в педагогический процесс, педагогами ДОУ проводились занятия с той же тематикой. Но данные занятия отличались целенаправленностью проведения: сначала взрослые просматривали или прослушивали медиаматериал, обсуждали его и уже потом сами подбирали к данному медиаматериалу крылатое выражение. Также для родителей проводились консультации по темам: «Домашние чтения», «Домашние просмотры видео». Цель данных консультаций заключалась в том, чтобы научить родителей видеть нравственную основу медиаматериала, заострить внимание ребенка на ней в ходе обсуждения.

Мы считаем необходимым развивать интерес у детей к родному языку, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Проводить просветительскую работу по этому вопросу среди родителей наших воспитанников. Тогда поднимется и уровень культуры и будет накапливаться богатство добрых отношений между всеми участниками образовательного процесса, укрепляться нравственные устои у детей и взрослых.

Количество просмотров: 12347  

Добавить комментарий

Target Image
1. Роль спортивно-досуговых мероприятий в приобщении дошкольников к истокам русской культуры
2. Реализация патриотического детско-тематического проекта «Наш родной микрорайон»
3. Проектирование тематической недели «День Победы» в рамках работы по патриотическому воспитанию детей второй младшей группы
4. Воспитываем патриотов вместе
5. Как воспитать патриота
6. Развитие творческих способностей дошкольников через ознакомление с народным костюмом
7. Использование интегративных форм при проведении прогулок
8. Радиоточка «Дошколята» в детском саду как информационно-развлекательный портал
9. Развитие и активизация речи детей раннего возраста с использованием произведений малых жанров русского народного фольклора
10. Тестопластика. Развитие мелкой моторики дошкольников
11. Способы мотивации детей к изобразительной деятельности
12. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения в процессе организации праздников
13. Использование интегрированного подхода в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
14. Воспитание интереса к родному языку у дошкольников
15. Семейные праздники в современном обществе. Нужны ли они?
16. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами приобщения к народному фольклору
17. Семейный клуб как средство развития системы взаимодействия педагогов и родителей детей дошкольного возраста в условиях УДОД
18. Совместная деятельность педагогов и родителей воспитанников детского сада № 77 «Ладушки» по ознакомлению дошкольников с культурными и историческими ценностями Новосибирска и родного края
19. Система работы по развитию психомоторных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
20. Такое разное рисование!

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы